Зачем подросткам учиться блогингу

И почему домашки от GeekSchool могут быть полезнее, чем школьные задания
10 минут14687

23 ноября в GeekSchool запускается необычная программа — трёхмесячный курс по блогингу для ребят 13–17 лет. И… мы, кажется, уже слышим, какие мысли звучат в голове у многих из тех, кто прочитал этот анонс. «Чему тут учить, всё же просто», «он с такой „учёбой“ совсем школу забросит», «зачем вообще тратить время на эту ерунду»… Слышим — и готовы развеять многие мифы и сомнения относительно блогерства.

Три самых популярных мифа о блогинге

«Тут нечему учиться, берёшь и снимаешь. Или пишешь»

Ах, если бы всё было так просто. Порог входа в блогинг сейчас практически отсутствует — любой, у кого есть смартфон с камерой и подключением к интернету, может создавать контент. Но почему-то на одной странице фотография каши на завтрак соберёт 5 лайков (один из которых — от бабули, которая эту кашу приготовила), а на другой — 15 000. А то и вовсе принесёт шестизначную сумму заработка — если в истории замешан производитель каши :) Индустрия блогинга — это, по сути, тот же рынок СМИ, но работающий по другим правилам: здесь конкурентов за время аудитории не десять, а миллионы. Поэтому блогинг — это полноценная профессия: непростая, требующая осознанного подхода и усилий.

Ренат Янбеков, преподаватель курса, TikTok-блогер и предприниматель: «Не стоит путать блогеров с просто медийными личностями, которые пишут про личную жизнь. Блогер — это тот, кто думает о читателе. Пишет не для себя, а для других. Если вы жалуетесь: „Ой, парень бросил! Ой, пожалейте!“ — вы не блогер. Если пишете статью „Что делать, когда бросил парень?“ — вы блогер».

«Блогерами становятся богатые бездельники, которые хотят похвастать красивой жизнью»

Гламурные инстакрасотки, мелькающие в ленте, — это не единственные лица блогинга. На самом деле блогинг — это просто формат, в который может быть упакована любая информация. Блоги есть и у мастеров, возрождающих древние промыслы вроде кузнечного дела, и у врачей-онкологов, развенчивающих мифы о том, что рак лечится содой, и у вечно голодных студентов, которые делятся идеями ужинов дешевле 100 рублей.

Вот восемь крутых блогеров, которым от 13 до 17 лет, — подборка от преподавателя нашего курса:

  • Катя Адушкина
  • Barvina
  • Sasha Ice
  • @tysya
  • @sasha_tsenter
  • @bahontis
  • @deannsssss
  • @lizosooma

«Блогинг — это про девочек, которые щебечут о купленной косметике»

Мужчин-блогеров, как и мужчин-журналистов, много. Просто они чаще заводят тематические блоги: как Юрий Дудь, специализирующийся на интервью и журналистских расследованиях, Валентин Петухов (он же Wylsacom), который занимается обзорами технических новинок, или Антон Птушкин, снимающий блоги о путешествиях. Их публикации собирают десятки миллионов просмотров.

Ренат Янбеков: «Блоги бывают самые разные. Среди наиболее популярных сейчас — творческие (с рисунками, рукоделием, фотосессиями в определённой эстетике), экспертные (когда профессионал даёт советы по своей тематике), познавательные (с интересными фактами), юмористические и о животных, конечно.

В идеале аккаунт должен быть с ярко выраженной концепцией, например: «Парень готовит еду и смешно шутит», «Стоматолог, который читает рэп», «Фитнес-тренер, проводящий занятия в лесу», «Умный енот, который дружит с собакой», «Художник, быстро рисующий других тиктокеров», «Певица, которая исполняет русские песни на китайском». Учтите, что на начальном этапе в TikTok нужно публиковать 30–80 видео в месяц и не замедляться первые полгода — тогда будет виден результат.

Если у вас нет концепции и вы не цепляете взгляд в первые три секунды — теряете много потенциальных зрителей».

«Я не хочу, чтобы мой ребёнок увлекался блогингом, поскольку боюсь, что…»

Он решит сделать что-то ужасное ради хайпа

В сети много видео о том, как блогеры делают что-то небезопасное на публику: выполняют экстремальные трюки, пробуют токсичные вещества, совершают мелкие правонарушения. Но желание покрасоваться и проявить смелость не зависит от того, будут ли зрителями пользователи из интернета или двое-трое друзей из школы. Так что запрет на ведение блога в данном случае не оградит подростка от опасностей. 

Из-за этого увлечения ребёнок забросит школу

Если подростку неинтересно учиться, он всегда будет искать альтернативы: будь то компьютерные игры, сериалы или те же социальные сети и блоги. Только будет играть или смотреть, а не создавать. Чаще всего подростки, которым запретили одно из увлечений (скажем, тот же блогинг), просто переключаются на другое.

Злобные комментаторы из сети угробят ребёнку самооценку 

Безусловно, с негативом в сети рано или поздно сталкивается любой, кто делится контентом или просто выражает мнение в интернете. Это может быть неприятно и обидно, но давать отпор на «своей территории» (в личном блоге) проще, чем вне её: обидчика можно просто отправить в бан. А если у блогера уже есть лояльная аудитория, то за него, скорее всего, заступятся — и с большей вероятностью, чем в обычной жизни, где окружающие менее охотно вступают в конфликт, чтобы защитить другого. Так что борьба с негативом в сети может стать неплохой прививкой перед столкновениями в реальной жизни, когда ссору не исчерпать одним нажатием кнопки.

Ренат Янбеков: «Положительные комментарии нужно лайкать. Обязательно и все. Скептические — обрабатывать: то есть спокойно беседовать, отвечать на вопросы, разъяснять непонятное. Но если комментарий начинается с мата и оскорблений — то его стоит удалять, не раздумывая. Те, кто пишут такое, не готовы к конструктивному диалогу. Они только портят общую атмосферу на странице и настроение позитивно настроенной аудитории».

Дарья Адаева, преподавательница курса, владелица собственного SMM-агентства: «Принимать свои ошибки и благодарить за обоснованную критику — нормально, не стыдно. Главное — быстро сделать выводы и превратить промах в опыт: „Спасибо, учтём“. Что касается хейтеров: их основная и единственная цель — выместить на вас свой негатив. Помните, что вступать с ними в споры — бесполезная трата времени и энергии. Так что блокировать таких пользователей — совершенно адекватная и уместная реакция. Общение с аудиторией — это самое сложное в работе блогера, важно научиться не воспринимать всё на свой счёт. Но получать позитивный фидбэк невероятно приятно».

Он может разболтать или показать лишнее. Это небезопасно

Подростки действительно порой не умеют разделять личное и «лишнее». Но для этого им и нужны наставники. Мы обязательно обговорим с учениками, как строить границы между личным и публичным и не делать ничего, что может им навредить.

Блогинг — бесполезное увлечение?

В процессе работы над контентом (материалами) для блога подростки приобретают и совершенствуют навыки, которые пригодятся и для дальнейшей учёбы, и для многих профессий.

Планирование контента. Подбор интересных тем, создание рубрик, поиск интересных продуктов для обзоров и изучение их характеристик (будь то косметика, фильмы или курсы по английскому языку) развивают умение работать с информацией, а также помогают научиться планировать время. 

Работа с медиаматериалами. Обработка фото, работа в графических редакторах для создания фото и заставок для роликов, монтаж видео и аудио. Это востребованные навыки, которые впоследствии могут стать источником основного заработка или способом подработать. Согласитесь, ретушировать свадебные фото после университетских пар приятнее, чем бегать по душной кухне в какой-нибудь пиццерии.

Деловая переписка. Чем успешнее становится блогер, тем больше ему поступает предложений об интеграциях и рекламе — от других блогеров, производителей товаров и сервисов. Но чтобы интересный проект состоялся, нужно прокачивать переговорные навыки. А они пригодятся в жизни, чем бы ваш ребёнок в дальнейшем ни занимался.

Продвижение. Умение стать заметным в сети тоже необходимо многим: менеджерам, специалистам частной практики (от мастеров маникюра до ремонтных бригад), предпринимателям. И лучше отработать его в рамках хобби, чем в деловых реалиях, когда дни безвестности приносят большие убытки.

Аналитика. Конкурентный анализ, анализ трафика и статистики, прогнозирование — то, что после пригодится во многих профессиях. Эти навыки тоже можно развивать, снимая контент для соцсетей и развивая свой блог. А вы говорите «просто сфоткал завтрак».

Дарья Адаева: «Основные навыки, необходимые блогеру:

  • фото- и видеосъёмка в любых условиях в любом состоянии;
  • написание текстов с разными целями;
  • построение композиций;
  • создание сценариев;
  • общение с разными людьми;
  • организация своих действий;
  • ораторское мастерство и умение держаться перед камерой;
  • чувство стиля».

С будущим понятно. Но как увлечение блогингом может улучшить жизнь ребёнка сегодня?

Дисциплина

Алгоритмы социальных сетей безжалостны. Ваш прошлый пост мог собрать 10 000 лайков, но если после этого вы пропадёте на месяц, то большинство подписчиков даже не узнают, что вы опубликовали что-то новое. Блогеры должны поддерживать определённую периодичность публикаций, чтобы оставаться успешными, — а это дисциплинирует.

Терпение

Поначалу многое придётся переснимать. Оговорки, паузы в речи, случайные объекты в кадре или шумы на заднем фоне — всё это порой требует кропотливого монтажа или пересъёмок. Поначалу это будет вызывать много эмоций — но в конечном счёте научит быть терпеливее.

Более грамотная устная и письменная речь

Чтобы не тратить время на пересъёмку и монтаж материалов из-за слов-паразитов и оговорок, волей-неволей начинаешь работать над техникой речи и продумывать реплики.

А когда на грамматические ошибки указывают подписчики, подростки обычно больше стремятся исправиться, чем после замечания от учительницы русского языка.

Стремление жить интересно

Блогеру важно, чтобы ему было что показать подписчикам. Ведя блог, подростки стараются чаще выбираться из дома на каток, в необычные кафе, в парки и другие интересные места города, а не проводить вечера за компьютером.

Развитие в любимом деле

Если блог посвящён хобби, то его автор может получить много полезной обратной связи от единомышленников и профессионалов — будь то музыка, скейтбординг или DIY (создание чего-то своими руками).

На чём и как может заработать юный блогер? Чем опытный блогер отличается от начинающего?

«Для Instagram и TikTok небольшим считается блог, у которого менее 10 000 подписчиков, средним — от 10 000 до 100 000, более ста — уже крупным. При этом опытный блогер лучше понимает, какой контент „заходит“ его аудитории, не боится экспериментировать и пробовать что-то новое. Думаю, если выкладывать интересный и полезный контент каждый день на протяжении года, то у вас просто нет шансов остаться без клиентов или тех, кто захочет перенять ваш опыт.

Так что самые распространённые способы монетизации блога — это:

1. Рекламные интеграции.

2. Создание своих инфопродуктов и курсов.

3. Личные консультации.

4. Партнёрство в создании курсов и инфопродуктов.

Стоимость интеграции зависит в основном от того, насколько сильна связь между блогером и его аудиторией: чем больше аудитория доверяет блогеру, тем дороже обойдутся его рекомендации».

Дарья Адаева: «Способы монетизации и то, с каких охватов блогер начинает хорошо зарабатывать, сильно зависят от специфики социальной сети. Расскажу про TikTok. Там рекламодатели начинают сотрудничать с блогерами, набравшими примерно 10 000 подписчиков. На стабильный хороший заработок могут рассчитывать аккаунты с 200-тысячной аудиторией и более, на реально крутые гонорары — те, на которые подписано свыше миллиона человек.

Я люблю TikTok за то, что он изобрёл собственный язык самовыражения, который на голову превосходит то, что есть в других соцсетях. Это даёт возможность быстро стать популярным — и сделать это бесплатно».

Ренат Янбеков: «В TikTok есть несколько основных способов монетизации блога:

  • прямые эфиры с донатами (пожертвованиями от подписчиков);
  • размещение рекламы в роликах;
  • рекомендации других блогеров за деньги;
  • обучение работе в TikTok;
  • продажа своих услуг и товаров;
  • монетизация просмотров (правда, в TikTok она пока не введена в РФ, но ходят слухи, что скоро такая возможность появится)».

О курсе GeekSchool «Блогинг для подростков»

Курс будет состоять из трёх тематических блоков, каждый из которых посвящён одной из трёх наиболее популярных среди блогеров соцсетей: YouTube, TikTok и Instagram.

Занятия представляют собой мини-уроки (длительностью до 7 минут), которые будут выходить два раза в неделю в вечернее время. После каждого студенты будут получать домашние задания. 

Преподаватели курса:

  • Дарья Адаева — владелица собственного SMM-агентства, развившего Instagram-блоги более 30 экспертов и компаний. Закончила магистратуру по психологии образования, опытный педагог.

  • Артур Шарифов — YouTube-блогер с аудиторией 1,3 млн подписчиков, выпускник МГУ, ведёт научно-популярный канал для молодёжи.

  • Ренат Янбеков — TikTok-блогер и предприниматель, более 7 лет работает с социальными сетями, развивал проекты для BORK, METRO CC, Laimon Fresh, БАРС, 1С, «Юлмарта», «Госуслуг».

Раз в неделю каждый из студентов будет созваниваться с личным наставником (специалистом по работе с блогами), чтобы задать ему все интересующие вопросы и получить обратную связь по домашнему заданию.

В учебную программу входит также работа с приложениями (мобильными и десктопными) по обработке снимков и видео. Эти материалы и знания студенты смогут применять в разных сферах деятельности, например для школьных презентаций и проектов.

На последнем занятии ребята продемонстрируют свои проекты жюри GeekBrains. Все выпускники курса получат цифровые сертификаты о прохождении обучения, а авторы трёх лучших проектов будут отмечены особыми призами.

Дарья Адаева: «Самая частая ошибка начинающих блогеров — надеяться, что всё получится с первого раза, и бросать при первой неудаче. Быстрые результаты ещё никого не сделали счастливыми, так как они чаще всего случайны. Многие популярные сейчас блогеры, такие как Саша Спилберг и Марьяна Ро, начинали карьеру как раз в подростковом возрасте. Так что, если есть желание, — пробуйте, дерзайте, учитесь. Всё получится!»

geekschool
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!