Блог

Все о YouTube. Часть 2: как снимать видео

Советы экспертов про выбор оборудования и программ для монтажа.
16 января 20198 минут2404

В первой части мы разбирали создание канала, в следующей поговорим о его раскрутке. Сегодня речь о том, ради чего приходят зрители, — о видеороликах.

Тема

Чтобы решить, о чем снимать ролик, проанализируйте ключевые запросы пользователей в сервисах Wordstat.Yandex, Keyword Planner от Google или KeywordTool.io. Посмотрите частоту запроса — как часто пользователи вбивают эти ключи. Если она низкая, то снимать ролик нецелесообразно — будет мало зрителей. Проверьте, какие видео находятся в топе по выбранному запросу: это поможет точнее определиться с темой и структурой ролика.

Выбирайте не слишком широкие или узкие темы. «Как построить дом своими руками» — чересчур обширная, лучше разбить ее на много отдельных видеороликов. «Как обить вагонкой стены» — слишком узкая. Оптимальным вариантом будут темы «Как построить дом из бруса» или «С чего начать внутреннюю отделку дома». Следите, чтобы ролик отвечал на один конкретный вопрос. Освещая сразу много тем, владелец канала ограничивает свой выбор в перспективе, а главное — теряет зрителей: они уходят, потому что не получают ответов.

Частая ошибка каналов для бизнеса — размещение рекламных роликов и продажа «в лоб». Никто не хочет смотреть откровенную рекламу: пользователи приходят на YouTube за экспертным контентом и развлечениями. Если компания не готова снимать полезные видео, то она может создать развлекательный канал. Используйте востребованные форматы: интервью, обзоры, руководства, инструкции, сторителлинг и развлекательный контент.

Вадим Скосырев, руководитель пресс-службы ИК QBF:

— В каждом видео должно быть что-то полезное или интересное для зрителя. Даже если цель канала состоит в продвижении продукции, бесполезно снимать лишь рекламные ролики. Пользователей больше интересует лишенная чрезмерного субъективизма информация: обзоры рынка в целом, качественная аналитика, конкретные лайфхаки по поводу выбора товара или услуги. Содержание видео отражайте в заголовке. Рекомендую избегать замысловатых и абстрактных названий. Пусть ролик отвечает на вынесенный в название вопрос: «Как заработать на акциях в декабре?» или «Как выбрать инвестиционную компанию?».

Оптимальная продолжительность видео — 7–17 минут. YouTube ранжирует ролики по досмотрам и времени, которое пользователь уделил публикации. У коротких видео процент досмотров выше — намного проще посмотреть 1–2 минуты, — но общее время просмотра низкое. 15-минутный ролик с 50 % досмотров будет ранжироваться лучше, потому что среднее время просмотра у него выше — 7–8 минут.

Структура

Структура ролика традиционная: начало, основная часть и финал. У каждой составляющей собственная задача: начало удерживает зрителя, середина — отвечает на вопрос, финал — конвертирует зрителя в подписчика.

Главная ошибка в начале — делать его длинным. Пользователи уже посмотрели один или два рекламных ролика перед загрузкой видео, поэтому продолжительную заставку могут и не выдержать. Первые 15 секунд — самое важное время, чтобы удержать аудиторию. Уместите в него короткую музыкальную заставку или покажите логотип компании и кратко поприветствуйте зрителя. В двух предложениях расскажите, о чем ролик, —  и сразу переходите к основной части.

У этого правила есть исключения — вебинары и мастер-классы. На них уместно рассказать о спикере, его экспертности, познакомиться с аудиторией и погрузить ее в тему мероприятия. В остальных случаях вы можете просто сослаться на другие ролики, если тема текущего подходит только для подготовленных зрителей.

Во время ролика важно удерживать внимание аудитории. Для этого хорошо подходят списки — например, «7 лайфхаков для работы с Photoshop». Зрители, вероятнее всего, посмотрят до конца, чтобы узнать все. Можно использовать флипчарт или вставлять графические эффекты в виде цифр. Также хорошо работают обзоры — последовательные рассказы о товарах.

Добавляйте триггеры, чтобы вовлечь аудиторию. В приветствии пообещайте крутую полезность в конце. Во время ролика указывайте на ссылки в описании, просите подписаться, лайкнуть или оставить комментарий, расскажите о следующем видео или других роликах из плей-листа. Желательно такую информацию дублировать всплывающими подсказками.

В конце предложите подписаться на канал и прокомментировать, дайте контакты и ссылки.

Оборудование

Обычно польза материала перевешивает качество, поэтому зрители смотрят ролики с плохим звуком и нечеткой картинкой. Но бизнесу непозволительно производить некачественное видео. Если вы не планируете тратиться на хорошее оборудование, рассмотрите вариант аренды видеостудии.

Минимальный набор оборудования — камера и свет, причем последний важнее. Съемка в темном помещении получится низкого качества независимо от уровня камеры. Лучше всего подойдет солнечный свет: на улице или в помещении с большими окнами. При искусственном освещении необходимо более четырех источников света.

Чтобы делать ролики с меняющимся фоном, нужен хромакей — зеленый экран. Спикера снимают на его фоне, а во время монтажа подставляют другую картинку и добавляют визуальные эффекты. Хромакей стоит не так дорого, но чтобы работать с ним, нужно обладать сложным навыком кеинга: уметь совмещать несколько кадров в одном.

Дмитрий Скобелев, преподаватель кафедры операторского искусства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, автор онлайн-курса по основам видеосъемки в Profileschool:

— Камера. Сейчас почти весь YouTube сидит на беззеркалках. Они подходят, если делается монтаж и кадры короткие. Любая беззеркалка моложе 2012 года обеспечит нужное качество картинки, если вы не планируете делать цветокоррекцию и обработку. Для интервью и обзоров хватит с головой любой Sony, в идеале — модель 6000 и более поздние, вплоть до a7s последнего поколения. Прекрасны и компактны Panasonic GH4/GH5s.

Если хотите удобства в монтаже и более-менее профессионального выхлопа, то нужны две камеры. Можно снимать с двух штативов, если нет оператора, либо с одного штатива и одного слайдера, чтобы один из ракурсов был живым и подвижным.

Если важна цветокоррекция, обратите внимание на возможность снимать в 10 бит и использовать кодек Apple ProRes 422. Чаще всего получается картинка 8 бит, которая еще и сильно сжата камерой. А после монтажа она сжимается еще больше. От этого спасают внешние видеорекордеры. Но если покупаете с нуля, лучше сразу взять нормальную камеру. Рекордер может записать только то, что позволяет дать камера. Так что даже если и получите ProRes 422, то все те же 8 бит.

Микрофон. Стандарт теле- и кинопроизводства — петлички Sennheiser EW 100 G2/G3/G4 с всенаправленным микрофоном Sennheiser ME2. Всенаправленность важна, потому что позволяет поворачивать голову почти без потери чувствительности микрофона к голосу. Микрофон Sennheiser ME 4 не хватает посторонние шумы и идеально подходит для улицы, но придется привыкать не крутить головой. Есть дешевые аналоги: Boya, Saramonic, Aputure. Но самые надежные и удобные — Sennheiser.

Если в кадре больше двух человек, то понадобится многоканальная звукозапись. Покупать можно микрофон-рекордер с Zoom h4/h5/h6, на котором будут все радиоприемники от петличек.

Свет. Мобильнее и удобнее светодиодный, но обращайте внимание на то, какого качества светодиоды, потому что Китай Китаю рознь. Смотрите на индекс цветопередачи — CRi > 90. Популярны светильники Aputure Amaran, Yongnuo Air, Lishuai. Для светодиодов нужна мощность минимум 30W от одного источника, чтобы в студии можно было работать на удобных настройках камеры.

Имейте в виду, что приборы с переменной цветопередачей от 3200К до 5600К менее мощные, чем с постоянной цветопередачей. Корректировать цвет можно фильтрами. Однако 3200 в паспорте светильника не совпадает с 3200 по факту. Отклонения есть и у галогенок, но не столь значительные. Не берите энергосберегающие и флуоресцентные лампы, кроме KinoFlo.

Хромакей. Нужен только развлекательным каналам. Сегодня это выглядит дешево на фоне настоящего обустроенного интерьера студии. Большая беда хромакеев — им нужно много света, намного больше обычного. А чтобы отделить ведущего от фона, в идеале нужна камера, пишущая хотя бы 10 бит ProRes 422, а лучше RAW-формат.

Владислав Марков, специалист по внутренним коммуникациям компании CUSTIS:

— Выбор оборудования зависит от use case и жанра съемок. Для корпоративных видео хватит легких камер от Sony, Panasonic или экшн-камер: они выдают достойную картинку и не требуют космических бюджетов. Дороже обойдутся зеркальные фотоаппараты — например, модели Mark от Canon, укомплектованные светосильными объективами. Мы обходимся комплектом из портативной камеры Canon Legria на штативе Slik и диктофона Zoom. При съемках в помещении используем также светодиодные софиты с фильтром.

Монтаж

После съемки желательно выполнить монтаж. Если видео было сделано по подробному плану с хорошим освещением и оборудованием, то он ограничится обрезкой начальных и финальных кадров. Для профессионального монтажа пройдите несколько шагов:

  1. Перенесите материал на компьютер, сделайте резервную копию.
  2. Выберите лучшие дубли. Поместите кадры на временную шкалу и отметьте маркером те, в которые будете вставлять графические элементы или подсказки.
  3. Обрежьте лишние кадры и по возможности почистите от слов-паразитов.
  4. Добавьте заголовок, интро и конечную заставку, звуковые эффекты и графические элементы. Подберите музыку.
  5. Сведите звук. Для этого послушайте с закрытыми глазами, одинакова ли громкость музыки и голосов. Согласуйте звучание с помощью программы для монтажа.
  6. Откорректируйте цвета — сделайте их четче, насыщеннее или выделите отдельные кадры.
  7. Проверьте, что соотношение сторон у ролика — 16:9.

Для монтажа используйте специальные программы:

  • платные — Sony Vegas Pro, Movavi Video Editor, Edius, Final Cut Pro, Adobe Premiere (есть бесплатная пробная версия);
  • или бесплатные — Shortcut, Videopad, HitFilm Express и другие.

Владислав Марков, специалист по внутренним коммуникациям компании CUSTIS:

— Выбор программы зависит от сложности задачи и уровня подготовки монтажера. Элементарное редактирование видео — вырезание фрагментов, монтажные склейки и наложение фильтров — можно сделать с помощью стандартных инструментов YouTube. Подойдут и бесплатные редакторы: «Киностудия Windows», Lightworks или DaVinci Resolve. Когда речь заходит о создании визуальных эффектов, цветокоррекции и сложном монтаже, стоит освоить Adobe Premiere (или Final Cut, если работаете с MacOS). Но это профессиональные инструменты, придется отдать за них около 400 $ и посвятить немало времени их освоению.

Дмитрий Скобелев, преподаватель кафедры по операторскому искусству Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, автор онлайн-курса по основам видеосъемки в Profileschool:

— Наиболее удобная программа — Adobe Premiere. Один и тот же проект можно доработать и на платформе WIN, и на MAC. Более того, программа интегрирована с другими пакетами: Audition — для работы со звуком, AfterEffects — с инфографикой и моушн-дизайном, Photoshop — с изображениями. Программа достаточно хорошо «летает» на разных операционных системах. И тем, кто хоть раз сидел в фотошопе или лайтруме, освоить ее будет легче, чем DaVinci. Для заядлых маководов рекомендую FinalCut — достойную среду, в которой многое работает быстро и хорошо.

Итак

Чтобы снимать ролики с качественным изображением и звуком, необходимо обзавестись достойной камерой и микрофоном, позаботиться о свете и сделать монтаж. А вы каким оборудованием и программами пользуетесь?

internet_marketingdigitalмаркетинг
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup