Наставничество как практика отдавания

Очень долго мы думаем, как сделать обучение эффективнее. Идей, как обычно, больше, чем возможно реализовать. Но как выбрать самые важные?
29 мая 20157Александр Никитин80748667

Здравствуйте! Меня зовут Александр Никитин, я – один из создаталей Школы Программирования и сайта geekbrains.ru. Так получилось, что я уже три года ничего не писал на порталах ШП и GB. Но сейчас появилась такая тема, о которой хочется поговорить.

Очень долго мы думаем, как сделать обучение эффективнее. Идей, как обычно, больше, чем возможно реализовать. Но как выбрать самые важные?

Недавно Наташа (помощница наша) дала ответ. Говорит: "я всегда читаю инструкции, потому что люди до меня уже придумали, как что-то должно работать..." А ведь и правда. Как часто мы изобретаем велосипед там, где до нас его уже изобрели тысячи людей.

Вообще люди учат друг друга наверно с тех пор, как появились на этой планете. Очевидно, что за это время сформировались приемы, которые наверняка эффективны. Вот и мы решили внедрять лучшие практики в наш сервис.

Одним из примеров я бы назвал практику наставничества. Читаю в словаре:

"наставничество    — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества."

Коротко и ясно. Однако в этом коротком сухом определении кроется глубокий смысл как для ученика, так и для учителя. «…От старших к младшим», давайте разбираться.

Кто такой наставник лично для вас? Он может быть преподавателем какой-либо дисциплины, а может и не быть. Важно, что наставник - это достаточно близкий человек, с которым можно открыто поделиться своими успехами и неудачами, спросить как есть, не стесняться, что чего-то не понимаешь.

Между преподавателем и учеником может не быть личных отношений. Часто коммуникация между ними направлена только в одну сторону. С наставником же отношения всегда личные. С ним важен комфорт в общении. Хотя это вовсе не значит, что наставник должен гладить вас по головке, говорить только приятные ободряющие вещи или как-то еще поощрять неправильные действия ученика. Важен результат, важна победа, которую ученик с наставником куют вместе. И каждая победа ученика - это победа и его наставника.

Я сам был наставником в двух направлениях: бизнес и программирование. Это очень непросто объяснить логически, используя математику материального мира, но есть четкое ощущение, которое ни с чем не спутаешь, что когда ученик становится сильнее благодаря тебе, ты сам в этот момент становишься сильнее. Это напрямую не связано с финансами, количеством знаний или чем-то еще. Это некое внутреннее ощущение, которое усиливается с каждым учеником, в которого ты искренне вкладываешься. Любой преподаватель GB меня поймёт.

Здесь действует другая математика. Когда ты делишься знанием, опытом или просто хорошим настроением с другим человеком, который готов такой дар принять, у тебя этого не становится меньше. Более того, у тебя становится больше. Наверное, некоторые вспомнят старый анекдот про лектора, который жалуется на студентов: "ну тупыыые! я им раз объясняю - не понимают, два объясняю, три объясняю - уже сам понял, а они всё никак!". Смех смехом, но тот, кто когда-либо преподавал или хотя бы просто что-то пытался объяснять другим, наверняка замечал, что такие объяснения действительно делают собственное понимание глубже. Это еще один плюс, который получает наставник.

Такое объяснение может показаться заумным или притянутым за уши, но любой, кто пробовал делиться своими знаниями, учить других своему любимому делу, прекрасно знает тот опыт, те ощущения, которые ни на что не променять...

На самом деле потребность делиться знаниями настолько же естественна как потребность их получать. Просто возможно человек должен быть чуть более осознанным, чуть более реализованным для того, чтобы почувствовать: «всё, не могу больше это держать в себе, хочу отдавать». И это великое и прекрасное чувство. Для этого, кстати, не нужно быть гуру. Достаточно хорошо разбираться в своей, пусть небольшой, области.

Что еще сказать про людей, для которых я был наставником. Я знаю, они все меня любят, уважают. Я искренне старался им помочь, дать лучшее из того, что знаю. Это чувствуется. Отсюда и отношения выстраиваются теплые. Такие отношения наполняют энергией. Кстати, если что-то и наполняет человека энергией, так это отношения. И мы сами с легкостью можем их создавать такими, какими захотим. Тем удивительнее, как часто мы боимся чем-либо поделиться, тем самым не пуская в наш мир дружбу, теплоту, любовь в конце концов.

Подытожу всё, что написал.

  1. Наставничество позволяет глубже понять предмет, который объясняешь. Именно глубже. Это значит не просто знать что-нибудь, но и понимать, почему всё устроено именно так.
  2. Наставничество - это реализация естественного желания делиться тем, что у тебя есть. При этом у тебя этого меньше не становится.
  3. Наставничество позволяет сделать так, чтобы в этом мире было больше людей, которые тебя уважают и искренне тебе благодарны.
  4. Наконец, наставничество позволяет пережить удивительный опыт радости от искреннего дарения другим людям. Это очень тонкое и возвышенное переживание.

А еще наставничество - это способ многократно усилить эффективность обучения. Все мы – развивающиеся существа. Все мы стремимся стать лучше. Как было бы здорово, если во всех областях нашей жизни, которые мы развиваем, у нас были бы наставники. Насколько быстрее бы пошло наше развитие. Во всех областях жизни... А представляете, если бы ВСЕ друг друга поддерживали... А знаете что для этого нужно? Внимание, ответ: быть наставником для других! Прямо сейчас. И пока для тебя не очевиден ответ, это останется утопией.

У нас большие проблемы с отдаванием... Забавно, мне текстовый редактор даже слово "отдавание" подчеркивает красным. Такого слова не существует что ли?

Мы с радостью забираем, потребляем, поглощаем. Намного реже делимся, отдаем. Как правило, с самыми близкими, родными. Да и то не всегда. Но тот, кто попробовал помогать другим знает... Это чертовски приятно ;) Не предлагаю вам верить мне на слово, предлагаю попробовать самим. Не важно, где и в чём.

Если честно, я сейчас пишу этот текст и вообще не представляю, найдет ли он отклик у читателей. Но мне очень хочется. Хочется создать в рамках GB движение наставничества. Движение активных, открытых, добрых людей, которым почему-то небезразлична судьба своих коллег. Судьба тех, кто идет этим путем, но чуть позже нас. Тех, кто вот-вот наступит на те грабли, которые так больно ударили нас по лбу. И вместо того, чтобы злорадствовать, предвкушая мучения соседа, мы хотим ему помочь. И кто знает, может быть, эти отношения превратятся в искреннюю дружбу или успешное партнерство.

Что для нас настваничество? Очень просто. Это ближайшая френд-зона. Наверно любой технарь испытывает пускай легкий, но дефицит в друзьях. Ну, так скажем, часто мы не самые коммуникабельные люди. Поэтому мы решили создать свою тусовку сами. Дружить, общаться по одной главной причине – нам это просто интересно. Кто разделяет наши ценности – welcome!

Пока мы только размышляем о том, как организовать такое движение общественной взаимопомощи в рамках отдельно взятого сообщества. Идей много, но чтобы принимать правильные решения, важно обсуждать их в сообществе. А еще важнее заручиться вашей поддержкой. Ох, ребята, знали бы вы, как нам важна ваша поддержка!

Мне очень хочется понять прямо сейчас, сколько таких людей среди нас, которые могут сказать: «да, мне интересно помогать другим ученикам в меру своих возможностей, и я готов сотрудничать с преподавателями и организаторами GB в этом направлении». Очень важна ваша активная позиция. Прошу отписаться в комментариях, если вам интересно поучаствовать вместе с нами в этом проекте-эксперименте под названием «Наставничество». Также будем рады вопросам и предложениям!

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

Популярные статьи

Новые комментарии