Как попасть в стартап и каково быть в нем разработчиком? Ч 1

Как разработчику устроиться в стартап, влиться в команду и успешно работать в проекте?
10 августа 2015150479Юлия Фролова588547

Работа в стартапе это круто и увлекательно, если цели разработчика совпадают с целями команды. А когда стартап активно растет, то это еще и прибыльно. Мы поговорили со стартаперами, чтобы понять, как разработчику устроиться в стартап, влиться в команду и успешно работать в проекте. Какие требования, особенности и перспективы ожидают разработчика в стартапе? 

Даниил Павлючков, основатель и СЕО стартапа Mailburn

Сразу оговорюсь, что говорим про стартапы на ранней стадии. То есть до 25 человек в компании. Потом действуют другие правила.

Главная особенность в том, что стартап не мотивирует деньгами. И даже их малое количество не основная причина. Дело в другом. Стартапу нужны только те люди, которым интересна идея этого конкретно стартапа. Другие люди просто не выживут. И разработчики не исключение. Конечно, не надо все время искать людей с сознанием кофаундера, но идея и перспективы важнее денег в стартапе.

Технические требования ничем не отличаются. Важны soft skills, умение и желание исполнять несколько ролей одновременно на ранней стадии. Самый важный критерий, наверное, это эмоциональное совпадение с фаундером и остальной командой. Человек с другой планеты просто разрушит стартап дисбалансом. Сперва все должны быть на одной волне. Границ и бюрократии нет. В этом плане влиться в стартап гораздо проще, чем в другие компании. Главное, чтобы внутри стартапа не было хаоса и разрухи.

Для разработчика участие в стартапе - это две вещи. Первая - продуктовая работа. То есть ты делаешь одну вещь несколько лет подряд, и видишь как она растет, как на нее реагируют пользователи, пресса и инвесторы. У тебя появляется ребёнок, и ты следишь за ним с самых первых шагов.

Второе, это возможность с гордостью сказать друзьям / на хабре / маме / девушке / парню, где именно ты работаешь и что делаешь. Это профессиональная гордость, которую не удовлетворит ни одна аутсорс-студия или взрослая компания. Стартап - это всегда про амбиции и взлет. Или стремительное падение, такое бывает даже чаще, но люди все равно живут мечтами и верят в лучшее будущее.

В молодом стартапе ты будешь получать зарплату ниже рынка, это факт. Но при правильном выборе стартапа ты получишь интересную работу, мощную команду и перспективы стать тем, про кого пишут в Techcrunch. А самое главное, что когда стартап будет расти, ты будешь расти вместе с ним. Потому что текущими топами компаний типа Uber или Aliexpress стали те, кто присоединился к ним в первые месяцы существования стартапа, а не сторонние люди с MBA и кучей рекомендаций.

Матвей Беляев, сооснователь VISERA (программа-ассистент для микропланирования)

Так как мы с партнером до нашего стартапа никогда не делали мобильное приложение, нам было тяжело понять с чего начать и какие требования выдвинуть к соискателю и мы также твердо понимали, что найти человека, который может многое - бессмысленно, по двум причинам, первая - это стартап и будущее его туманно, вторая - нет достаточно денег, чтобы кормить команду профессионалов. Но все же мы не теряли надежды найти именно профи своего дела.

Начну с того, на каких ресурсах мы это делали: НН - маст хэв, но есть одно но, люди там ищут больше занятость на фулл тайм и они там дороги, Далее - это соц сети: ФБ и Линкед Ин, но тут люди не ищут работу, зато охотно делятся советами, что нам было крайне необходимо, чтобы подтянуть свои собственные знания и навыки. После чего было принято решение пойти на ресурсы фриланса. 

Тут есть своя беда, наши российские ресурсы и фрилансеры крайне не усидчивы и просто “бомбят бабло” и при этом имеют низкие компетенции, хвалятся своими наработками, которые зачастую проверить сложно, тестовое задание делать бесплатно не хотят, а проверять его компетенции за наши деньги глупо. Мы пошли на другие похожие ресурсы, только зарубежные и остановили выбор на Elance, компетенции и желание работать там гораздо выше, и тест делают без проблем, есть одно “но” - там мало русскоговорящих специалистов. Тут было решено поискать из ближнего зарубежья - Беларусь и Украина. Вот так мы нашли правильный подход.
 
Требования всегда стараемся завысить, но при этом спрашиваем «сильные стороны» соискателя, дабы не загружать его работой которую он не знает, лучше переплатить за навыки и получить качественную работу. Предпочтительнее набрать несколько специалистов, но с нужными компетенциями. 

Мы как раз сейчас ищем разработчика в новый стартап и делаем первое касание, если есть компетентные люди - welcome!

Александр Лифанов, СЕО и сооснователь Rating.vc, отвечает тезисно:

1. Заинтересованность в продукте - это всегда важно. Если разработчик делает просто за деньги - то делает часто на от***.
2. Важно заинтересовать разработчика самими задачами или тем, к чему они приведут. Например, у нас фактически это задача математического прогнозирования будущего и т.п. То есть своеобразный challenge.
3. Важна и психологическая подготовка самого человека (не только разработчиков, но и всех членов команды) - без разницы сколько ты проработал в часах - если результата нет, то фактически ничего не было сделано.
3. Важно доносить до всех членов команды в том числе и до разработчиков - что делается и почему. Тогда при реализации какой-нибудь фичи в продукте он будет делать её не дословно как написано, а как действительно нужно (но, главное не переборщить - бывает, что можно уйти вообще в другую сторону, тут уже вопрос в качественной коммуникации с разработчиком)
4. Очень важно - продукт никогда не может быть закончен. А в молодых стартапах может переделываться полностью каждую неделю-две. Это сильно фрустрирует, особенно людей с логическим мышлением (нет точки завершения).
5. Лучший вариант - брать людей умнее/лучше/качественнее/быстрее, чем есть в команде - тогда будет рост.
6. Среди разработчиков стартапа должны быть умные и быстрые, причем упор в начале жизни стартапа на быстрых. Они успеют сделать 2-3 версии продукта, доведя его до того, что нужно рынку. Далее ищем умного, который скажет как делать правильно, то что они сделали (если есть необходимость).
7. Требования - скорость разработки (для стартапа фактически основное), ответственность, самодисциплина (это уже личное - не люблю работать с теми, на кого не могу положиться), широкий кругозор (дабы понимать весь цикл разработки продукта - проще коммуникация тогда строится), умение доказать свою точку зрения аргументами, а не "у меня нет аргументов на это возражение, но я проработал 10 лет разработчиком - я лучше знаю как надо".
8. На счет процесса входа нового специалиста в команду - тут зависит от менеджмента - если он не сильный, то обычно всеми разъяснениями для новичка занимается СТО, если сильный, то достаточно прочтения страницы описания инфраструктуры проекта, описания workflow проекта, и доступа к таск-менеджеру.

Руслан Назаренко, CMO в Pibox

Последовательность поиска разработчиков у нас такая:

Где искать?
Кого искать?
Как нанимать?
Как вводить в команду?
И как объяснить, что такое стартап? 

Где искать. Тут все просто - в первую очередь идут посты к знакомым в Фейсбуке и ответы на их рекомендации. Чуть позже публикуем записи в профессиональных сообществах. Если же и там нет - то всегда выручают рекрутинговые сайты типа dou.ua и djinni.co. Собственно, поиск осуществляется или последовательно на этих площадках, или сразу скопом, если время поджимает. 

Кого искать. Мы, пока не зарабатываем кучу денег, не можем размениваться на джуниров и слабых мидлов, так что предпочтение всегда уходит в сторону людей, которые работали в продуктовых компаниях/стартапах на позициях сеньора. 

Как нанимать. Тестовые задания - мимо кассы. Мы всегда общаемся по скайпу, а потом начинаем сразу работать. Изначально - по чуть-чуть, возможно на парт-тайме. Но все счастливы - кандидаты получают деньги, а мы понимаем - сработаемся или нет. При общении стараемся понять, что из себя представляет человек и как мы можем помочь ему развиться профессионально. Самое важное в стартапе понять, сможете ли вы разделять ценности друг-друга и произойдет ли между вами эта самая химия. 

Как вводить в команду. Вот это самый интересный вопрос. До того, как начнем работать - стараемся объяснять каждому участнику команды, что стартап отличается от обычной работы. Обычно очень много объясняем про опционы, переспективы, раскрываем свои планы и спрашиваем мнение. Очень важно понять, что человек пришел сюда не за деньгами, а за тем, чтобы творить и делать то, что нравится, а по деньгам - за нами не заржавеет. Собственно, если уверены, что мы сработаемся - даем доступ к коду, задачам, роудмэпу и отдаем на растерзание СТО. Он уже объясняет все нюансы и выдает небольшой кусок работы для теста. 

P. S. Руслан Назаренко попросил читателей GeekBrains поддержать его проект на ресурсе Product Hunt, где сейчас проходит голосование, ссылка - http://www.producthunt.com/tech/pibox 

 

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

карьера itstartupкейсинтервью
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.