10 социально важных навыков программиста

Разработка — командная дисциплина.
14 августа 2017326451Илья Бубнов39062128

Вы начинаете день с просмотра почты и ответов на письма, продолжаете планеркой и переговорами с заказчиком, по ходу дня обсуждаете задачи с коллегами. И даже сосредоточившись на коде, вы все равно должны помнить, что его придется читать, в том числе не программистам.

Поэтому поговорим о социальных навыках, которые облегчат жизнь вам и окружающим, а заодно помогут в продвижении по карьерной лестнице.

Будьте добры

Вы можете быть самым умным и трудолюбивым человеком, но если в вас нет ни капли доброты — коллектив откажется с вами работать. Да, некоторые ошибки коллег выводят из себя, новички заставляют размышлять об уровне образования, а эффективных менеджеров видели только сами менеджеры.

Независимо от того, насколько вы взбешены, не нойте и не кричите. Эти плохие манеры не помогут исправить ошибку и ничему не научат вашего коллегу. Единственное последствие — урон профессиональным и личным отношениям. 

А вот хорошие манеры принесут пользу. Как минимум, оппонент прислушается к вашему мнению и ответит взаимностью, как максимум, перестанет впредь допускать аналогичные ошибки. Просто спокойно и понятно всё объясните.

Покажите заинтересованность

Без команды вы не создадите ни одного серьёзного продукта. Даже крутым программистам нужны помощники, которые бы делали типовые и смежные работы — дизайн или оформление документации. Но одно дело понимать, и совсем другое — демонстрировать: окружающие люди должны понимать, что вы в них нуждаетесь ровно так же, как и они в вас. В противном случае цепь будет разорвана, и потребность в вас пропадёт.

Улыбайтесь - это всех раздражает

Натянуть улыбку в расстроенном состоянии проще, чем написать одну строку кода. Так почему бы этим не пользоваться в нужные моменты? Улыбка помогает снять напряжение в общении, позволяет быстро прекратить бессмысленный спор, а кроме того тем самым вы демонстрируете уверенность в себе. Вы можете прочитать десятки докладов относительно пользы, факт один — улыбаться надо чаще, но только в нужное время.


Видите, как все улыбаются друг другу? Но реальность отличается от стоковых фото.

Спасибо и пожалуйста

Возвращаемся к доброте. Есть два слова, которые эмоционально воспринимаются очень буднично, но на подсознательном уровне действуют безотказно. Вспомните, когда вы последний раз в авральном режиме выполняли какую-то работу, а ваш заказчик или руководитель принимал её безмолвно или даже с упрёками. В следующий раз вы наверняка старались чуть меньше.

Слова «спасибо» и «пожалуйста» — это не просто показатель хороших манер, это способ выразить уважение человеку и его труду, а уважение — основа успешного коллектива.

Обращайте внимание на других

Есть ещё ряд типовых фраз для ваших коллег: «хорошая работа», «отлично исполнено», «без тебя мы бы пропали» и пр. Даже когда это звучит в качестве грубой лести или простого подначивания, это заставляет коллег помогать вам чуть чаще. В ситуации, когда вам необходимо отыскать плавающую ошибку в огромном коде, не стоит ругать коллегу и призывать его к организованности и внимательности. Оцените вложенный труд, выполните свою задачу, а потом выдавайте комментарии.

Не бойтесь извиняться

Люди не любят извиняться. Извинение означает признание вины, а это подсознательно ассоциируется с профнепригодностью. Со стороны это выглядит иначе. Человек, который извинился, признал ошибку, впредь постарается её избегать. Обнаружится еще раз — будет стыдно вдвойне.

А вот когда в качество кода постоянно «вмешиваются» время, окружающий шум, плохое самочувствие, голубь за окном — ошибки не искоренятся.

Критикуйте правильно

В любой критике, объективной или субъективной, нет ничего плохого, главное, чтобы это не было похоже на наставления учителя ученику. Стройте диалог с коллегами на равных, вежливо объясняйте и показывайте, а не голословно обвиняйте. Даже если вы самый умный, даже если вы это знаете — не надо никого оскорблять и принижать достоинство. Команда вам ещё понадобится.

Никаких аргументов

Есть несколько стереотипов о программистах: они носят растянутые свитера и массивные очки, не следят за питанием и физической формой, а ещё они невероятно рациональны. Последний пункт — ближе всего к правде. В кризисные моменты споры программистов приводят к нескончаемому потоку аргументов, почему коллега олух, а его код — несвязный набор символов, который надо распечатать и сжечь.

Есть одна очень старая книга Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», где доходчиво объясняется, почему часто лучше просто промолчать или всё свести к шутке, чем пытаться аргументированно давить оппонента. Подумайте об этом.

Больше вопросов

Есть два типа людей: одни ждут исключительно приказов и строгих ТЗ, другие хотят принимать решения и нести за них ответственность. Если перед вами программист, то крайне маловероятно, что по характеру он относится к первому типу. Но и из него можно сделать «солдата», разговаривая приказами. Сравните два обращения: 

«Тебе надо закончить этот блок к 3 часам».

и

«Нам надо сдать этот блок сегодня. Сколько тебе понадобиться на него времени? Постараешься сделать к 2? Хотя бы к 3? Будет очень круто, если справишься». 

Это может показаться пустой болтовнёй, но этим вы выстраиваете доверительную линию отношений. Люди готовы тратить своё время и силы ради тех, кому они доверяют. Ради тех, кто ими просто командует — никогда.

Главное — спокойствие

Всё это достаточно просто применить к себе «в вакууме», но офис — собрание разных личностей, иногда ленивых, злых и откровенно мерзких. Оставаться в такой ситуации добрым и хорошим для всех невозможно, поэтому совет простой — избегайте общения с теми, кто способен вывести вас из себя. Как правило, оба человека в таких «отношениях» осознают существующее напряжение, но если нет, есть стандартные методы это показать:

  • Короткие лаконичные ответы: «да», «нет», «хорошо», «как скажешь», «нет времени», «под твою ответственность».
  • Отсутствие любых стремлений что-то доказывать и объяснять этому человеку. Даже если это ваш руководитель, который дал вам глупое задание, то вряд ли он изменит свою точку зрения после небольшого конфликта. Иначе бы у вас не было «тёплых» взаимоотношений.
  • Только рабочие вопросы. Если вы плохо относитесь к человеку — ни к чему влезать в светские беседы. Даже если это неформальная встреча, даже если ваше мнение отличается — молчите. Говорите только в том случае, если это путь к примирению.

Ну, а если таких людей вокруг вас слишком много — ищите новую работу. Проблемы с коллективом — ничуть не менее весомая причина перемен, чем низкая зарплата или отсутствие карьерного роста. 

Разработка ПО — это не только про код, методологии, этапы, это ещё и про взаимоотношения людей. Крутые команды создают крутые продукты, а разобщенные команды выпускают шаблонные проекты, тратя впустую лучшие годы жизни. Будьте добры, общительны, уважайте окружающих и вы непременно создадите что-нибудь великое.

Спасибо!

Новые комментарии