Заменят ли роботы живых преподавателей?

Бояться ли нам восстания машин?
20 июня 20170178354d65709c772820540e71990738a08310e4Виктор EnglishDom16761410

 

 

Искусственный интеллект применяется всё чаще и чаще во многих сферах - от красивых фото в инстаграмме до оборонных систем и медицины. В сфере образования это также применимо, ведь существуют боты, которые обучаются на наших ошибках, учатся правильно распознавать наши каракули, когда мы рисуем, или же помогают дописать начатое слово. Помимо этого существует огромное множество сервисов и курсов для самостоятельного обучения, где общения с живыми людьми нет (написать реальному консультанту можно только, если не работает какой-то сервис на сайте).

В сфере изучения иностранных языков тоже наблюдается тенденция постепенного вытеснения значимости преподавателя в обучении. Его работа всё больше становится похожей на функции консультанта, которого можно позвать лишь тогда, когда что-то непонятно. Ярким примером этого можно назвать популярность сервисов для самостоятельного изучения (Puzzle, Easy Ten и пр.), где роль преподавателя полностью исключена. Причём всё настолько персонифицировано с помощью Big Data, что у студента появляется ощущение индивидуального подхода, заменяющее общение с живым человеком.

Преподавателям также на пятки наступают решения от Google и Skype, которые довольно сносно переводят речь, или даже специальные наушники Pilot. Эти сервисы сразу переводят сказанное, пусть пока и не на все языки и не самым лучшим образом, но спустя время мы сможем увидеть решение близкое к тому, что мы видели в фильме “Автостопом по галактике”. Таким образом, у студентов всё меньше и меньше желания учить язык.

Может показаться, что преподавателям давно пора изучать новое ремесло, чтобы не остаться совсем без работы. Но, на самом деле, всё не так плохо.

Считается, что в первые годы жизни ребенка и в подростковом возрасте обучение даётся человеку практически без особых усилий, так как все мы рождаемся крайне любознательными и стремимся узнать поскорее, почему трава зелёная, а переходить дорогу на красный опасно. Всё потому, что наш мозг обладает в этом возрасте отличной способностью - нейронной пластичностью, которая помогает ему адаптироваться в результате полученного опыта.

В чем же секрет?

В имитации и постоянном обучении, чтобы сохранить ту самую нейронную пластичность. И дело тут не в попытках разгадать принцип работы того или иного явления, а в использовании уже готового опыта другого человека. Дети стремятся повторять за взрослыми и происходит это в социальной среде, а не при самостоятельном изучении. То есть можно, конечно, и по фильмам научить ребенка повторять слова и фразы, например. Но гораздо быстрее будет позволить ему повторять слова и фразы за своими старшими братьями и сестрами, имея возможность всё переспросить и уточнить.

Именно на имитацию делают ставку разработчики робототехники, и уже сейчас существуют специальные социальные роботы, которые применяются в некоторых детских садах или в качестве нянь для детей. 

И тут уже можно начинать спорить, что в том же обучении преподавателя тоже можно заменить на хорошо подготовленного робота, который будет имитировать необходимые человеческие качества. Это действительно хорошая идея, над которой работают многие изобретатели. Но есть одна большая проблема - обучение иностранным языкам, к примеру, подразумевает не только имитацию, но и общение с человеком вживую. А это значит, что всегда будет элемент спонтанности и неожиданности, в который опытные и умелые преподаватели проявляют креативность и действуют не по шаблону, по необходимости меняя структуру урока и тип задания.

Далеко ходить в поисках примеров не нужно - возьмём случаи, когда студенту после определённого количества уроков и прослушанного материала всё равно остаётся что-то непонятным. Робот в этом случае просто переходит к повторению уже пройденного материала или же запускает новую тему. А преподаватель в таком случае, как правило, даёт задания из другого, более нового источника, мотивирует студента и подбадривает его в соответствии с эмоциональным состоянием, а не по заложенной стандартной схеме. То есть, он способен импровизировать, чему ИИ обучить пока ещё сложно. Всё просто - преподавателю хорошо знакомо понятие эмпатии, которое передать роботу пока возможности нет.

Вот яркий пример - успешное и модное приложение FaceApp попробовал почти каждый в СНГ. Но, как только оно стало популярным в странах, где много темнокожих жителей, создателя приложение обвинили в расизме. Причиной этому послужил фильтр “огонь” (уже называется “вспышка”). Он делал лица темнокожих светлее, так как в исходных данных, заданными жителем Москвы с преимущественно белокожим населением, не было примеров с темнокожими людьми. А сгенерировать новый способ обработки фотографии ИИ был не в состоянии.

Кроме этого, давайте вспомним знаменитую сцену из фильма “Я, робот”, где главный герой говорит, что машина не способна написать картину или сонет и т.д. Пусть это лишь отчасти так, ведь пока ИИ пытаются научить просто повторять действия человека. Хотя скопировать что-то из уже созданного человеком или нарисовать какой-то простейший объект ИИ уже умеет. О креативе, как, например, создание хорошего текста или написании музыки, и речи пока не идёт. А ценность хорошего преподавателя как раз и заключается в умении создавать новые учебные материалы, писать статьи и так далее.

Следующий и важный нюанс - работа по созданию робота-преподавателя требует огромных затрат, которые несоизмеримо больше, чем обучить живого человека нужной квалификации и дать ему возможность преподавать. Хотя, конечно же, это зависит и от сферы деятельности. Пока смело можно утверждать лишь об общедоступной сфере образования и изучения языков, как, например, в школах и ВУЗах. До тех пор, пока не будет найдено недорогое решение, преподавателям можно спать спокойно.

Аргументом в сторону живых преподавателей можно ещё назвать и то, что не нужно учиться с ними работать и обучаться у них. Другими словами, не надо изучать инструкции или обладать особыми техническими навыками, чтобы записаться и пройти урок с живым человеком. А роботов, наоборот, нужно будет обучить работать с людьми. А кому же достанется эта роль? Вы уже и сами догадались.

Не стоит забывать и о простой человеческой лени. Несмотря на то, что вот уже несколько десятков лет необходимую информацию можно найти самостоятельно и изучить, лишь немногие это делают, предпочитая воспользоваться услугами преподавателя или специальными сервисами, где за них всё должным образом организовал другой человек. По сей день многие занимаются с преподавателем вживую вместо занятий дистанционно или самостоятельно, потому что преподаватель уже проделал работу по систематизации информации сам и будет делиться своим опытом и знаниями.

Таким образом, получается, что у преподавателей останется, как минимум, функция консультанта по сложным вопросам, креативщика и, скорей всего, ещё и обслуживающего ИИ. Эта должность остаётся перспективной при условии, что и преподаватели не будут стоять на месте, пока технологии будут пытаться учиться импровизировать и создавать что-то новое.

Так что же нас ожидает? Возможно, это перевернутый класс с детальной персонификацией на основе Big Data и львиная доля самостоятельной работы, где преподаватель только на подхвате в качестве консультанта. Но это лишь догадки.

А как вы считаете, бояться ли нам восстания машин и наслаждаться последними годами живого общения? Или же идти в ногу со временем и становиться отличным дополнением продвинутых электронных сервисов обучения, помогая студентам лишь в сложных и непонятных ситуациях?