Медиа боятся пускать к себе на сайт b2b стартапы

Как стартапу найти путь к сердцу медийных ресурсов?
23 ноября 2015188633Анна Оленькова209626

Еще один стартап, вошедший в десятку лучших по версии одного из самых авторитетных в мире изданий о технологиях - американского журнала Wired. На этот раз говорим о сервисе Relap.io — инструменте для персонализации контента, который можно установить себе на сайт. Подробнее о работе платформы, о современных медиа и о том, почему AdMe стал таким популярным рассказал основатель проекта Сергей Шалаев.

Кстати, Сергей некогда работал в Mail.ru, занимался развитием блогов. В этой компании трудилась и я, поэтому мне было приятно узнать о том, что Сергей занялся бизнесом.

  • Мы запустили Relap.io в конце лета прошлого года. Это сервис, который помогает медиа вовлекать пользователей и делать сайт лучше. Вы ставите виджет на сайт, а алгоритмы предлагают в нем релевантные материалы для пользователей на основе анализа их поведения. Собственно, главная особенность состоит в том, что это рекомендательный движок из коробки: распаковываешь, настраиваешь — пользователям рекомендуют интересные материалы, исходя из их предпочтений, глубина просмотров растет, волосы становятся мягкими и шелковистыми. Площадки прикладывают минимум усилий, а вся магия происходит на нашей стороне.

Почему вы решили заняться бизнесом и какие проекты запускали ранее?

  • Relap.io родился из первого проекта — Surfingbird. Это B2C сервис: агрегатор интересных материалов из СМИ. Такой бесконечный персональный журнал. Он до сих пор отлично себя чувствует. И при запуске Relap он нам сильно помог. Во-первых, потому что хорошо стоит на ногах и стал донором кеша для нового проекта. Во-вторых, бренд Surfingbird помог привлечь первых медийных клиентов.

Как возникла идея создания проекта?

  • Несколько крупных паблишеров постоянно нас спрашивали, могут ли они использовать наши рекомендательные технологии у себя на сайте. По факту, Relap — это коробочная версия Surfingbird для медиа. Но развивается она сейчас совсем в другом направлении.

С какими сложностями при запуске вы столкнулись?

  • Была внутренняя проблема — мы боялись расфокусироваться. Заниматься всем одновременно, значит, нигде не преуспеть и остаться с карамелькой за щекою. Медиа боятся пускать к себе на сайт b2b стартапы, потому что они сделают на вашей территории кучу ошибок, а потом отправятся в ад, прихватив с собой кусочек вашей души и денег. Опыт работы над Surfingbird давал нам право говорить: мы умеем делать рекомендации. И первые клиенты говорили, если бы мы пришли с улицы и были любой другой компанией, они бы не пустили нас на порог. Потом встал вопрос монетизации. Поначалу мы хотели брать за технологию деньги. Но после непродолжительного ресерча выяснилось, что медиа не готовы платить за такие сервисы. Поэтому мы решили отдавать технологию бесплатно, но взамен крутить в виджетах рекламу и делиться деньгами с площадками. И последняя проблема, с которой мы сталкиваемся до сих пор — это нежелание медиа ставить на сайт что-то чужое, сделанное машиной и, возможно, даже без любви к читателю. Внутри медиа есть два тотальных противоречия: они не готовы делать рекомендации сами, но испытывают суеверный страх перед тем, чтобы отдать это кому-то в обслуживание. И, во-вторых, медиа считают, что все делают правильно, не прибегая даже к самому простому анализу данных. Они уверены, что держат "руку на пульсе читателя", но забывают, что ни один редактор не может держать руку на пульсе миллиона читателей одновременно. Поэтому во многих случаях цифры и кейсы становятся для нас главным аргументом в продажах.

В чем фишка вашего проекта, как сами полагаете?

  • Как бы банально это ни звучало: Relap — это просто. Площадке для интеграции нужно 10 минут. А показатели сайта по времени и глубине ощутимо подрастают.

Основная аудитория сервиса?

  • Среди площадок тоже большой разброс, потому что мы технически можем стоять на любом сайте с любым количеством трафика: от РИА до блога любителей подледной ловли.

Каковы показатели проекта на сегодняшний день?

  • За год мы выросли с 1 миллиона до 11 миллиардов рекомендаций в месяц. Да, это настолько много, что нам самим было трудно осознать, что это рост за 365 дней в 11 000 раз. Количество площадок растет каждый день. Среди них Риа, Лайфхакер, Коуб, AdMe, контентные проекты Mail.ru.

Сергей, как вы думаете, с чего стоит начинать бизнес в сфере интернет-медиа?

  • Во-первых, что сейчас характеризует медиапространсво вообще — это высокая конкуренция за внимание читателя. В новостях — она просто зашкаливающая. В развлечениях тоже очень высокая, потому что тут сильная конкуренция с соцсетями. Поэтому медиа выезжают на новых форматах, которые потом порождают новые жанры и стили. Так в свое время поднялся AdMe. На списках и подборках. Популяризировал этот формат во всем мире Buzzfeed.com. Поэтому второе правило того, кто начинает делать медиа — смотреть, что делают другие. Еще одна вещь, которую все должны понять про медиа, что это продукт и сервис. Надо знать, как этот продукт продавать, и что у него должна быть понятная форма и концепция. Ну и не думать, что вы сейчас создадите сайт и станете гласом божьим просто потому, что вы знаете, как нам обустроить Россию. Медиа — это не про вас, а про тех, кто вас читает. Вы должны быть понятными и удобными в первую очередь тем, кто к вам приходит за контентом.

Есть ли какие-то потенциальные направления в этой сфере, которые можно развивать?

  • Чем российские медиа сейчас отличаются от тех же американских. В России журналистика и медиа в целом — предмет скорее гуманитарного знания. Все пишут и заботятся о качестве текста. А технический отдел состоит из пары человек и находится где-то на задворках редакции. В то время как относительно Buzzfeed.com уже пишут, что непонятно, это медиакомпания или уже технологическая. Там в редакции целый отдел занимается bigdata и считает математически, начиная от того, что и когда публиковать, заканчивая тем, в каком порядке должны стоять картинки в тексте. Российские медиа не привыкли оперировать цифрами.

Как думаете, насколько успешным можно быть в данной сфере, или эта ниша уже занята?

  • Возможно, это прозвучит самонадеянно, но все просто, нужно просто сделать лучше нас. Пока ни у кого не получается.

А что могли бы посоветовать начинающим предпринимателям?

  • Как говорил Черчиль: "Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма". Поэтому мой совет очень простой. Никогда не сдаваться и находить в себе силы двигаться вперед.

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

Новые комментарии