Они есть у каждого профессионала

Статья о том, что, а, точнее, кто обязательно есть у каждого успешного специалиста, в чем бы он ни был успешен.
18 июня 201520029Ольга Суворова76346020

 

Есть такая известная истина: "У профессионалов есть тренер. У любителей - нет". 
Мы решили продолжить разговор о наставничестве, начатый нами в одной из предыдущих статей, и разобраться в вопросе подробнее. 

Наставник - не коуч


В первую очередь скажем о том, что не следует путать наставника с коучем. Это часто встречающееся сейчас слово пришло к нам из спорта, где изначально обозначало тренера. Порой даже у самых целеустремленных людей, которые точно знают, чего хотят, появляются периоды сомнений и безволия, когда что-то не получается и требуется просто нечеловеческая самомотивация, чтобы после череды неудач встать на ноги. В этом случае обращаются к коучу, услуги которого тем дороже, чем специалист внимательней и дотошней. Международная Федерация Коучей опирается на то, что клиент уже является экспертом в своей области, и ему просто необходимы ориентиры в деятельности. Итак, первое отличие коуча от наставника:

1. Коуч работает с теми, кто уже достиг профессионализма, и нуждается в мотивации и направлении.


Сразу же о втором отличии коуча от наставника:

2. Коуч не является специалистом в вашей области деятельности.


Его работа заключается в том, чтобы прокладывать дороги, по которым к своей цели будут мчаться и велосипеды спортсменов, и автомобили бизнесменов. 
Профессиональный коуч не дает конкретные рекомендации, он никогда не вносит в работу оценочность и собственное видение вопроса. Его задача -  организовать все условия для того, чтобы под его чутким руководством вы самостоятельно пришли к определенному решению.  И это третье отличие:

3. Коуч не дает советов и не передает знаний. Он слушает и вовремя задает вопросы, помогающие клиенту фокусироваться на важном. 

Собственно о наставничестве


Кто же такой наставник? Исходя из наших предыдущих изысканий можем сказать, что наставник - это специалист-практик в определенной сфере деятельности, который может дать вам дельный совет и хорошо замотивировать на дальнейшую деятельность.

Важное замечание - наставник не обязательно должен являться гуру, достаточно того, чтобы:
    -  его знания превосходили знания ученика;
    - а его энергетика подпитывала и давала мотивацию.
Итак,

Наставник - это знания + энергетика + готовность отдавать + абсолютно бесплатно!


Человеку просто нравится помогать другим и попутно прокачиваться самому! Ведь не случайно говорят, что если хочешь лучше понять тему, начни ее преподавать. Ведущие специалисты в области прокачки себя, такие как Радислав Гандапас или Игорь Манн, советуют иметь несколько наставников в каждой области вашего развития. 
    
Профессор Сиднейского технологического университета Ларри Константин в своей книге "Человеческий фактор в программировании", признанной классикой IT-технологий, пишет:
"По словам известного эксперта Эда Йордона (Ed Yourdon), наставничество стало признаком культуры компании Microsoft и краеугольным камнем ее подхода к улучшению программного обеспечения. В соответствии с этим подходом за новыми работниками закрепляется персональный наставник, который проверяет каждую строчку их кода. А «наставляемый» читает каждую строку кода, написанного наставником. Это, как нам говорят, является живым подтверждением стремления к качеству и совершенствованию рабочего процесса на большом ранчо в Редмонде <…> У меня были самые лучшие наставники. Удивительно, что нашлись умные тренеры, которые оказались достаточно смелыми и готовыми к тому, чтобы взять на обучение такого беспокойного молодого человека. Результаты тех лет все еще полезны. Я до сих пор стараюсь найти новые повороты в методиках, о которых я впервые узнал от Джека Креминса (Jack Сге-means), Кена Макензи (Ken Mackenzie), Дэйва Джаспера (Dave Jasper) и Бада Вайтофа (Bud Vitoff)".


Больше всего наставничество необходимо там, где приходится сталкиваться с новейшими технологиями, и где теория, методология и инструментарий отстают от реальной практики. Сфера программирования соответствует этой характеристике в чистом виде. 


Прежде чем творить что-то оригинальное, необходимо освоить основы, здесь-то и помогает наставничество. Позволим себе привести еще одну меткую цитату из книги Константина: "Аксиома совершенствования рабочего процесса такова: перед началом улучшения процесса необходимо организовать его контроль — сделать его воспроизводимым. Пока процесс разработки программного обеспечения остается хаотичным, усилия — нерегулярными, а вы не знаете, будет ли продукт сдан в срок и в каком он будет виде, никакого систематичного совершенствования и последовательного улучшения не добиться. Надежность конечного продукта остается, главным образом, в руках Судьбы и легионов бета- и гамма-тестеров. Согласно Модели развития функциональных возможностей (Capability Maturity Model), представленной Институтом разработки программного обеспечения (Software Engineering Institute), первая ступень на лестнице качества, которая ведет к великим высотам 5-го уровня (другими словами, к работоспособному программному обеспечению), подразумевает уменьшение различий, то есть получение непротиворечивых результатов в ходе предсказуемых процессов".
 
Профессор говорит преимущественно о пользе внедрения практики наставничества в IT-компаниях (и тот факт, что наставничество практикуют такие гиганты, как Microsoft, эту пользу подтверждает), но для программиста не меньшее значение имеет процесс личного IT-наставничества. Ведь каждому опытному разработчику известно, что можно перерыть массу книг и форумов, но ничто не заменит непосредственного взаимодействия с носителем опыта и знаний. Как сказал на наш вопрос о наставничестве один из наших преподавателей Вячеслав Рябинин: "В моей жизни таких людей [наставников] было много. Каждый показывал своим примером, как можно программировать, на что акцентировать внимание, как вовлечься в процесс и т.д. Я следовал за ними".

Как Вы уже знаете, мы планируем внедрить эту практику наставничества и в GeekBrains, и уже начали собирать Ваши ответы.  Самое время переходить от слов к делу! Расскажите, готовы ли вы поучаствовать в нашей программе и что можете предложить со своей стороны? 

Напишите в комментариях, в роли наставника по какому направлению Вы хотели бы себя попробовать, и наставника по какому направлению хотели бы получить.

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

Популярные статьи

Новые комментарии