Блог

Как построить личный бренд IT-специалисту. Часть 2.

Продолжаем разговор с Ариной Егоровой о том, как вести аккаунт в Facebook, нужно ли согласовывать личный бренд с руководством и почему сейчас становятся гендиректорами в 35.
02 июля 20187 минут4153

Арина Егорова — консультант по поиску топ-менеджеров и директор по инновациям консалтинговой компании Ward Howell, сооснователь digital-платформы Topexpert.Online, автор Telegram-канала «Без aspera ad astra».

В прошлый раз мы говорили о роли личного бренда и его влиянии на карьеру. Сегодня обсудим, как его построить.

Конференции + книги + networking

— Арина, с чего начинать развитие личного бренда?

— С простого — глубоко интересоваться той сферой, в которой работаете. Для этого свою деятельность я бы разделила на три направления. Первое — отраслевые конференции. Ходишь на профильные мероприятия и слушаешь, вникаешь, записываешь тезисы. После конференции хочется поделиться впечатлениями в соцсетях, высказать мнение. На определенном этапе вы перестаете ходить на эти конференции — начинаете на них выступать.

Второе — отраслевые издания и бизнес-литература. Читайте книги, которые направлены не только на развитие ваших hard skills, но и soft skills. Осмысление тезисов развивает. В школе нас заставляли писать сочинения. Это казалось мне глупым, но спустя много лет я поняла — так мы учились выражать свое мнение и критически осмысливать прочитанное. Перевернули последнюю страницу — делитесь тезисами: было ли интересно, что почерпнули, рекомендуете ли коллегам?

Третье — развитие нетворкинга в самом широком понимании этого слова: личные встречи, поиск ментора и «высасывание» из него экспертизы, win-win знакомства на предмет общих интересов, общение с людьми, которые могут быть вашими проводниками. Нетворкингу способствуют и два предыдущих пункта. Участие в конференциях, написание бизнес-статей, интервью, рекомендации — все это расширяет круг знакомств.

Facebook, разум и карьера

— Вы сказали, что страница в Facebook выступает интерактивным резюме. Можно ли писать там что-то личное или стоит ограничиться рабочими моментами и профессиональными темами?  

— Смотря что подразумевать под личным. Если хронику ежевечернего разгула — то нет. Всего должно быть в меру. Если разделять в процентном соотношении, 70% ленты отдайте серьезным постам, 30% — заметкам о хобби и отпуске. Всегда соблюдайте границы разумного, чтобы не было фотографий в купальнике, с алкоголем, очень странных снимков и публикаций. Если, конечно, Facebook или другая соцсеть для вас — рабочий инструмент для общения и выстраивания бренда, а не поле для «подурачиться».

Аккаунт в социальной сети — это не ваша личная, а общественная жизнь. Вы несете ответственность не только за себя, но и за те компании, в которых работаете. Даже если трудитесь на рядовой должности, вы выступаете лицом организации. В моей практике были неприятные случаи, когда высокопоставленные люди писали свои личные резкие суждения, и компании с ними прощались.

Аккаунт в Facebook или другой соцсети должен быть аполитичен. Не надо смешивать политику и бизнес. Даже если вы не используете соцсети как площадку для личного бренда, все равно помните о том, что все ваши высказывания в соцсетях «могут быть использованы против вас» уже сегодня. Воздержитесь от высказываний о политике и государстве. Это дурной тон. То же самое — с религией: ваш профессионализм базируется на знаниях и опыте, а не на религиозных убеждениях.

— Получается, что даже страницу в Facebook нужно вести с оглядкой на работодателя?

— Важно понимать, какие есть issue в компании, в которой вы сейчас работаете. Стоит согласовать с руководством развитие вашего личного бренда, особенно если вы работаете в компании «большой тройки» или другой крупной организации. Там может быть очень много ограничений. Надо понимать, какие статьи лучше писать, как следует говорить о своей компании, что можно и чего нельзя делать.

Повод задуматься

— А если вышестоящий руководитель будет против развития бренда подчиненного?

— Сильный руководитель не боится конкуренции с подчиненными. А если его это нервирует — значит, он ничего «руками» уже не делает. Сотрудники развиваются, чтобы облегчить руководителю жизнь. Чем больше они будут знать, тем лучше будет всей команде. Если начальник сваливает всю работу на подчиненных, а сам приходит в офис к 12 и уходит в 16 — он неэффективен. Если такие менеджеры и остались, то только в больших бюрократических культурах. В коммерческих компаниях их давно нет.

Если руководитель против развития вашего личного бренда — это повод подумать, нужен ли вам такой начальник и в той ли компании вы находитесь. Если руководитель не заинтересован, чтобы вы росли вместе с ним, а вам не хочется быть похожим на него, — точно стоит задуматься о смене работы.

— Поиск идеального руководителя может занять много времени. Может, придется сменить 5–7 мест работы, а все это отражается в трудовой книжке.

— Переход из одной компании в другую — стратегический шаг. Основная задача — собрать максимальное количество инсайтов о той компании, куда вы собираетесь устраиваться. В этом помогает нетворкинг. Если вы над ним не работали, откуда будете брать информацию?

Когда переходите в другую компанию, нужно понимать, что оболочка, видимая снаружи, — не то, что есть на самом деле. Надо вытащить максимум информации из сотрудников и людей, которые там работали ранее. Даже если это холодные контакты — напишите им. Примерно так: «Привет! Меня зовут… Мы с вами не знакомы. Я рассматриваю такую-то компанию как потенциального работодателя. Хочу посоветоваться с человеком, который…». Напишите писем десять и соберите статистику. Если девять из десяти человек говорят, что там хаос, — это повод задуматься. А если только один человек уверяет, что там все плохо, — скорее всего, его просто «ушли».

Динамика карьерного трека

— Сколько в идеале нужно работать в одной компании, на одном месте?  

— У hr-ов много вопросов к тем, кто работает меньше двух лет. Одно дело — молодой человек: пошел в продажи, посмотрел — не мое, в маркетинг — то же самое, попробовал в HR — понравилось, буду развиваться. Другая картина, когда тебе уже под 30, а ты сменил 10 компаний в одной сфере. И все плохие, один ты хороший. В чем твоя проблема? У меня очень много вопросов к таким людям.

Нормально, когда человек проработал от 3 до 5 лет на одном месте. Пять лет — это срок, когда надо двигаться дальше. Если вы дольше сидите на одной позиции, то с вами что-то не так. Должно быть иначе: например, вы два года были заместителем директора, потом еще два — директором, потом стали членом правления. Красивый карьерный трек.

Если сотрудник пять лет в компании на одной должности, то я думаю, что либо он недостаточно компетентен и его «не двигают», либо он боится перехода. Тогда возникают вопросы: что это за страх и как работник продержался 5 лет? Поэтому оптимальный срок — 3–4 года на одной позиции, если мы говорим о серьезной должности выше среднего уровня. Когда вы растете до среднего звена, переходы внутри компании должны происходить чуть быстрее.

Если компания не растет и не расширяется, нужно подумать, чего вы хотите от жизни. Сидите на одном месте пять лет, не видите перспектив, над вами стеклянный потолок, но вы не уходите. Это зона комфорта. Если человек не выходит из нее, он ничего не добивается. Бывают люди, которые по 12 лет работают на одной и той же позиции, а потом их осеняет. Но когда человеку больше 45, двигаться на российском рынке крайне сложно. Если вам 50, и последние 15 лет вы работали в одной компании, не меняя должности, — у меня для вас плохие новости.

Но многое зависит от человека. Я знаю людей за 40, которые энергичны, прекрасно выглядят, делают крутые продукты и переходят между компаниями. Есть двадцати- и тридцатилетние аморфные трусишки. Все очень индивидуально. Лучше как можно раньше встроиться в систему координат, потому что к 50 годам нужно в принципе свою карьеру уже построить. В 50 лет продолжают делать карьеру только высокопоставленные руководители, вроде генеральных директоров крупных компаний.

— Вы в блоге пишите, что на западе топ-менеджеры — люди от 45 и старше. У нас не так?

— Да, понятие молодости в России и за рубежом отличается. Например, средний возраст выпускника вуза в России — 21–22 года, а в Италии люди заканчивают первое высшее в 27. На западе свободная система образования. Студенты учатся столько, сколько нужно. Все идет от менталитета: они не спешат жить. В Европе средняя продолжительность жизни выше, заканчивают учиться и создают семьи позднее.

Культурные отличия накладывают большой отпечаток даже на корпоративное управление. В России все ищут 35-летних сотрудников с двадцатилетним опытом работы. Наверное, чтобы с пеленок начинали менеджерить или кодить. Хотят, чтобы к 35 кандидат был силен, свеж, имел семью и пятеро взрослых детей, отлично выглядел.

В этом плане мы с клиентами тоже работаем. Объясняем: если вы хотите 35-летнего кандидата на позицию генерального директора, готовьтесь к двум ситуациям: либо кандидат совсем недавно стал генеральным, либо ему только предстоит им стать.

Упаковка для экспертизы

— Личный бренд и профессионализм — насколько эти понятия связаны? Есть ли известные эксперты, которые компетентны только на словах?

— Уникальная экспертиза и личный бренд — это не про то, что «я ничего не умею, а все подумают иначе». Это о том, как грамотно упаковать и продать свою личную экспертизу, над которой вы работаете. Если вы плохо «упаковываете» свою экспертность или не делаете этого вовсе, ее не будут покупать. Нужно учиться грамотно себя продвигать.

Хорошо себя пиарить и развивать личный бренд — это, на мой взгляд, разные вещи. Чтобы писать собственный оригинальный контент, делать качественные обзоры или делиться мнением, нужно разбираться в теме. Вряд ли я сейчас смогу рассказать детально, почему продукты на asp.net пилятся хуже и дольше, чем на C#. В общих чертах могу, но погрузиться на уровень кода — нет. Поэтому глупо пытаться показать экспертизу там, где она отсутствует. Если у эксперта беда с профессиональными качествами, это все равно вскроется.

Конечно, непрофессиональные эксперты есть. Это демагоги из категории «Купите курс только сегодня! Таких профессионалов вы больше нигде не найдете!». Внимательно смотрите на бэкграунд человека: в каких компаниях работал, какие проекты делал. По сути, это подкрепление того, чем он занимается сейчас.

— Арина, что посоветуете нашим читателям?

— Подытоживая, скажу, что секрет прост: айтишник, который работает над своим брендом, уже отличается от 95% коллег. Не следуйте за большинством. Делайте на 1% больше, чем люди рядом. Через несколько лет это даст огромное преимущество. Личный бренд — это тот элемент, который может серьезно повлиять на восприятие вас как профессионала.

itкарьера и деньгиработа
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup