Образование: разрушаем бытовые предрассудки

Образование: разрушаем бытовые предрассудки

Разработчик Павел Дружинин — о том, как опровергнуть стереотипы, тормозящие саморазвитие
6 минут6681

Сегодня мы публикуем статью от экс-маркетолога, работавшего на хорошей должности в престижной компании. Однажды он решил резко изменить всё — стать разработчиком. Начав с первой ступени карьерной лестницы, Павел за полтора года стал миддлом в крупной компании. Теперь он рассказывает о том, почему менять профессию никогда не поздно, и одновременно развеивает популярные мифы про обучение, способности и успех.

Немного о себе и своём пути

Меня зовут Павел Дружинин, я разработчик. Два года назад я решил сменить профессию — с маркетолога на кодера. Тогда я работал в крупной компании из Пало-Альто на отличной должности, но со временем понял, что всё это — не моё. И что если не решусь попробовать разработку, которая всегда привлекала, то всю жизнь буду об этом жалеть.

Для начала пришлось заново изучить три школьных предмета, которые я напрочь забыл, в том числе математику. Она давалась сложно: я даже не помнил, как умножать числа в столбик. Ситуация была непростой, ведь я хронический лентяй, который просто не умеет учиться системно. Напрочь отсутствует усидчивость. В школе у меня из-за этого были большие проблемы, я окончил её на тройки. Три раза пытался учиться в вузе, но школьные проблемы настигли меня и там — было сложно усидеть на одном месте.

Но в итоге мне удалось достичь своей цели — стать разработчиком. В частности, потому что я переосмыслил принципы образования, принятые в нашем обществе. Зачастую они сковывают сознание и волю людей, не давая развиваться. Я прочитал много книг об организации жизни, работы, учёбы, об успехе и людях, которые его добились. Сделал выводы и теперь рассказываю о них.

Образование бесконечно

Большинство людей неосознанно приняли идею конечности образования. Человек учится в школе, потом в институте. На этом учёба прекращается, и мы используем знания до конца жизни. То же самое со спортом или музыкой. Ходит ребёнок в секцию или кружок, занимается. Потом завершает обучение, и всё — самосовершенствование останавливается, навыки на этом уровне применяются годами. А иногда и не применяются, потому что просто оказываются не нужны.

Чтобы понять, насколько идея конечности образования распространена, попробуйте вспомнить: много ли ваших знакомых в зрелом возрасте сменили профессию или пошли на курсы или в секцию? Такие люди есть, но их крайне мало.

Вам всё дано

Ещё одна не особо полезная для нас идея — уверенность в том, что человек может изначально обладать чем-то, что поможет ему стать успешным в определённой сфере. Всем нам приходилось слышать от знакомых, что им что-то «не дано» — нет способностей к математике, спорту, маркетингу или программированию. Но это тоже не более чем миф.

Психолог Андерс Эриксон с двумя коллегами в конце прошлого века провёл исследование, опросив исполнителей из Академии музыки в Берлине. Музыкантов условно разделили на три группы. Первая — «звёзды», потенциальные всемирно известные скрипачи. Вторая — «перспективные», и третья — те, кто в лучшем случае смог бы получить работу школьного учителя. Все опрошенные музыканты развивались по похожему сценарию: начали обучение в пять лет, и на момент опроса им было уже по 20.

Оказалось, что «звёзды» упражнялись в музыке упорнее своих сокурсников. «Перспективные» музыканты тоже занимались прилежно, хотя и меньше «звёзд». Ну а студенты из третьей группы проводили за инструментом ещё меньше времени. Исследователи подсчитали общее количество часов, которые все они потратили на занятия: получилось 10 000, 8 000 и 4 000 соответственно.

Успеха достигли люди, которые упорно шли к своей цели, — а не таланты, которым якобы достаточно позаниматься полчаса в день. И это касается не только музыки — принцип действует практически во всех сферах, включая спорт, искусство и науку.

Первая профессия — не на всю жизнь

Многие считают, что человек всю жизнь должен заниматься тем, что он выбрал в начале профессионального пути. Опыт Барбары Окли (Barbara Oakley) показывает, что практически любой человек, потратив определённое время на обучение, может сменить специальность. Причём не на ту, что прямо или косвенно сочетается с предыдущим опытом, а на кардинально новую. Оакли получила степень бакалавра искусств по славянским языкам и литературе в Вашингтонском университете. Затем она отправилась в армию и прослужила четыре года офицером связи в Германии, получила звание капитана.

Выйдя в отставку, Барбара захотела заняться чем-то новым — противоположным тому, что она делала раньше. И выучилась на инженера в том же Вашингтонском университете: получила степень бакалавра в области электротехники. Затем уже в Оклендском университете стала магистром, а потом — доктором наук в системной инженерии. Барбара Окли написала курс «Как учиться: мощные умственные инструменты, помогающие освоить сложные предметы» на Coursera. К декабрю 2015 года его прошли уже 1,2 миллиона человек. Окончил его и я.

Нет никакой разницы между нами и успешными людьми из книжек

Это, наверное, главная идея, которая пришла мне в голову за два года, пока я учился. Нет магической стены между мной и людьми, о которых я читаю. Нас разделяет лишь время, которое мы тратим на то, чтобы достичь успеха, — те самые условные 10 000 часов.

Фокус и диффузия

Обучение — это не что иное, как тренировка мозга. Чем больше мы получаем знаний по теме и используем их, тем прочнее синаптические связи между нейронами. Это касается и опыта. Например, чем дольше мы тренируемся кататься на скейтборде, тем прочнее связь между нейронами в соответствующей области мозга. Если надолго прекратить тренировки, то часть связей разрушится — чтобы образовать новые и закрепить какой-то иной опыт.

Мозг работает в двух режимах — фокус и диффузия. Фокус — получение новой информации, когда мы концентрируемся над решением конкретной задачи. При этом и образуются синаптические связи. При диффузии связи тоже создаются, но уже между разными областями мозга. Это позволяет охватить сразу несколько отраслей знания или опыта. Режим диффузии включается, когда мы отвлекаемся от решения задачи и отправляемся, например, размяться. На прогулке мы можем даже не думать над прежней задачей, но внезапно в голову приходит отличная идея, которая имеет отношение именно к предыдущему занятию. Поэтому так важно давать себе отдыхать, хорошо высыпаться, гулять и делать паузы время от времени.

А как сделать обучение более эффективным?

Разбивать рабочий день на этапы. Есть специальная методика, основанная на комбинировании фокуса и диффузии, — она известна как техника Pomodoro. Её суть в том, что рабочий процесс разбивается на этапы по 25 минут с пятиминутными паузами между ними. Для разработчиков есть вариант с 50-минутным циклом и 10-минутной паузой. Я использую эту методику уже давно — и могу сказать, что она очень эффективна.

Всё важное — с утра. Ещё один способ — учиться утром. Обычно те, кто уже работает, откладывают обучение на вечер. Но в конце дня сложно сосредоточиться, особенно семейным людям. Да и силы к вечеру уже почти на нуле, так что учиться вдвойне сложно. Поэтому я рекомендую выполнять наиболее сложные задачи по учёбе или работе именно утром.

Не распыляться. Стив Джобс неслучайно придерживался простого стиля в одежде. Так же поступает Марк Цукерберг. И дело тут в том, что с утра у нас есть заряд энергии, включая нервную, и расходовать его нужно только на важные цели, а не на выбор костюма. Эти цели — работа и учёба.

Мотивировать себя. Желание заняться чем-то — чаще всего кратковременное. Даже люди, которые достигли успехов на своём поприще, вряд ли каждую свободную минуту размышляют над тем, чем бы ещё заняться. У них изначально есть цель, достижение которой оправдано.

Самодисциплина. Но одна мотивация делу не поможет, если нет дисциплины. Внутренняя свобода, как ни странно, — это режим, расписание, циклы. Иногда мотивация ослабевает. Бывает, что человек неделю активно работает над проектом. Но затем ему приходит в голову мысль, что всё это напрасный труд — ведь до успеха ещё далеко. И здесь должна вступить в силу дисциплина. Нужно просто сесть и выполнить намеченную задачу.

Удовольствие. Успеха не получится достичь, если от процесса не получать удовольствия. Нужно понять, что и учиться, и работать мы будем всю жизнь. Вопрос не в том, когда мы закончим курс или проект, а в том, чем именно заняться сегодня. Если выходной день — можно поучиться кататься на коньках, поиграть в го, освоить новый для себя инструмент разработки.

Эти принципы помогают каждый день чувствовать себя лучше, умнее, эффективнее и сильнее, чем вчера. И, конечно, нужно любить себя — научиться этому не так просто, но это один из наиболее важных навыков в жизни.

Если вас вдохновил рассказ Павла, начните выбор новой профессии с нашего консультанта по профориентации. Он проанализирует ваши профили в соцсетях и определит, насколько вам подходит та или иная digital-сфера.

дополнительное образованиепроблемы обучениякак учиться эффективнопрофориентацияпоиск профессиименеджментprojectmanagement
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup