Не работайте бесплатно

Работая бесплатно, вы вредите себе и делу.
11 мая 2016225057Андрей Никифоров37365634

Здравствуйте!

Иногда работа «за так» кажется разумным компромиссом. Вы делаете доброе дело, а заказчик экономит на зарплате неопытному работнику. Проблема в том, что это так не работает, и вот почему.

Ответственность

Когда работаешь бесплатно, кажется, будто можно работать с ленцой: за работу все равно не платят, так что напрягаться?

Такой подход приведет к тому, что работа выйдет так себе: заказчик будет недоволен результатом, а вы — претензиями заказчика. Каждый считает правым себя, и отношения ухудшаются.

Даже в бесплатную работу нужно вложить душу и силы, но это сложно, если за работу не платят. Появляется соблазн на претензии ответить: «Я и так бесплатно работаю, а вы еще тут указываете». Добром это не кончится: даже если вы так не говорите, мысли появляются. Это приводит к тому, что над такой работой вы будете работать по остаточному принципу, а основное внимание уделите платным проектам.

Решение — отказаться от такого проекта и честно объяснить позицию: вы не беретесь за бесплатные проекты не потому что вы такой меркантильный, а потому что не сможете вложить силы в проект, ценность которого для себя вы не ощущаете. Предложите сделать этот проект за деньги, расскажите о реализации и результатах.

Будет лучше, если клиент или вы сами откажетесь, чем потом проклянете все на свете.

Ценность

Больше всего ценится то, что достается с трудом. Как думаете, сильно ли клиент ценит работу, за которую не платит?

Особенно это проявляется, когда клиент и не хотел этого проекта, а вы ему его навязали. Разрабатывали сайт, и в голову пришла идея — почему бы заодно не сделать продвижение. Клиент не хочет с этим возиться, или у него нет денег, но идея вам нравится, и вы предлагаете сделать продвижение бесплатно.

В итоге вы намертво увязаете в бесконечных согласованиях, а результат никого не порадует. А если порадует, то в итоге вы получите лишь «спасибо». Этого ли вы хотели?

Если бы клиент платил за эту услугу, такого бы не произошло — тогда бы он был бы заинтересован в результате. Поэтому если вам в голову пришла прекрасная идея — не спешите предлагать ее за так. Расскажите клиенту о том, что он получит и чем это поможет его бизнесу, и предложите цену.

Когда можно

Иногда попадаются проекты, которые стоит сделать бесплатно. Даже в этом случае хорошо обдумайте, прежде чем предлагать помощь.

Оцените время
Подумайте, сколько времени вы сможете уделять проекту, как долго вы сможете участвовать и что может помешать. Чем проект длиннее, тем сложнее это оценить, но тем это и важнее.

Установите правила
Если работаете бесплатно, установите рамки бесплатной работы: сколько можно вносить правок, как отдавать готовую работу. Относитесь к такой работе как к платной — тщательно обсудите все условия.

Оставьте путь отхода
У каждой стороны есть право отказаться. Вы и клиент в любой момент можете выйти из проекта, вне зависимости от того, платный он или нет. Это нормально, но неприятно. Чтобы не подвести других, постарайтесь найти себе замену или другое решение.

Согласиться на бесплатную работу проще, чем отказаться или назначить цену. Но простые решения не всегда лучше.

 

Вы дочитали до конца и подумали — «а как же стажировка?». Отвечу: стажировка — это учеба. Вы приносите пользу компании, но главная польза не в результате работы, а в самообучении: компании выгодно вырастить специалиста для себя.


Начать учиться: профессия «Веб-разработчик».

работацена работы
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.

Популярные статьи

Новые комментарии