Онлайн-марафон "Найди себя в digital"

Блог

Nintendo: 35 лет приставке NES! Путь к успеху

К юбилею приставки NES.
16 июля 2018ThumbАлексей Березин1879414

15 июля исполнилось 35 лет с выхода игровой приставки Nintendo Entertainment System (NES). В России она была известна по названию одного из своих клонов — «Денди». Вспомним юбиляра добрым словом, а заодно поглядим, какой путь прошла компания Nintendo.

Как все начиналось

Как бы удивительно это ни звучало, но компания, известная сегодня как один из крупнейших производителей игровых консолей, была основана… в 1889 году. Разумеется, ни о каких видеоиграх тогда и речи не шло. Фирма «Nintendo Koppai» занималась производством игральных карт.

В тогдашней Японии вот уже более 250 лет были запрещены азартные игры, в том числе и карточные. Нельзя было и ввозить в страну карты из-за рубежа. Чтобы обойти этот запрет, основатель «Нинтендо» Фусадзиро Ямаути начал создавать собственные колоды для игры «Ханафуда», нарисованные вручную.

В 1956 году внук основателя компании, Хироши Ямаути, посетил США, чтобы изучить особенности американского производства игральных карт. Он был потрясен, увидев, что лидер рынка, компания United States Playing Card Company, ютится в небольшом офисе. В этот момент он осознал, насколько маленьким и тесным может быть рынок карт, и насколько ограничен его потенциал. Хироши Ямаути задумал серьезные перемены.

Игрушки — дело серьезное!

В первую очередь нужно было найти верное направление развития. «Нинтендо» принималась за самые странные и неожиданные дела. Запустила такси под названием Daiya, открыла отели для любви, телевизионную сеть, производство риса быстрого приготовления… Но ни одно из этих предприятий не оказалось достаточно выгодным и надежным вложением средств.

В 1964 году в Токио прошла Олимпиада. В моду вошел спорт, а интерес к азартным играм начал угасать. Вместе с ним поползли вниз и продажи игральных карт. Впервые за долгие годы «Нинтендо» оказалась на грани разорения. Срочно нужна была идея, которая помогла бы вытащить компанию из финансовой ямы.

Однажды, посещая фабрику игральных карт, Хироши Ямаути заметил у одного из сотрудников самодельную игрушку — раздвижную «руку». Работника звали Гумпэй Ёкои. Президент компании был в полном восторге от изобретения молодого инженера и немедленно поставил его во главе нового подразделения разработки игрушек.

Механическая рука получила название Ultra Hand и стала настоящим хитом в Японии и за ее пределами. «Нинтендо» сумела продать более миллиона единиц, заработав на этом почти миллиард йен.

А Гумпэй Ёкои выдавал идеи одну за другой. Игрушки выходили под общим названием Ultra. Так появилась машина для отработки бейсбольных подач Ultra Machine, а затем перископ Ultra Scope, который позволял заглядывать за углы и подсматривать из укрытий за соседями, друзьями или родителями. Устройство под названием Love Tester также было встречено с восторгом — «определяло количество любви» между юношей и девушкой (разумеется, ничего общего с наукой в этой игрушке не было). В 1970-х миллионные прибыли компании принесли игрушки со световыми мишенями, идею которых подал Масаюки Уэмура. В их числе — знаменитая «Охота на уток». Ямаути почувствовал, что нащупал золотую жилу.

Во всем мире наступало время микроэлектроники. Электронные девайсы (благодаря микросхемам) становились все меньше, дешевле и доступнее для потребителя. В индустрии развлечений США первенство захватила компания Atari, выпускавшая еще довольно примитивные игры типа Pong — но для своего времени они были популярны. И «Нинтендо» занялась созданием видеоигр.

Заря электронной эры

Самые ранние игровые ТВ-приставки были разработаны в сотрудничестве с компанией «Мицубиси». Первой стала Color TV Game 6, включавшая шесть разновидностей пинг-понга. Но Хироши Ямаути чувствовал, что нужна оригинальная идея, а не подражание американским аналогам.

Прорывное решение, которое было так нужно «Нинтендо», пришло само собой. Однажды в поезде Гумпэй Ёкои наблюдал за своим попутчиком. От скуки тот спасался тем, что играл с карманным калькулятором, держа его двумя руками и щелкая по кнопкам.

Так родилась идея миниатюрного устройства с LCD-дисплеем, в которое можно будет играть где угодно — дома, в поезде, на природе…

Так на свет появился Game & Watch. Каждая игровая консоль заключала в себе лишь одну игру, но при этом была дешевой и доступной всем. Ее успех был столь громким, что десятилетие спустя — в эпоху, когда давно существовали более мощные и продвинутые игровые системы — новые Game & Watch и игры для них все еще выпускались. Было создано более десятка моделей, причем каждая — в модификациях: с разными играми, которых для одной модели было от 2 до 40 и более.

С 1984 года клоны этой игры выпускались и в СССР под маркой «Электроника». Прорисовка персонажей иногда отличалась от оригинальной (например, в «Ну, погоди!»), другие же игры («Микки Маус», «Охота», «Тайны океана», «Веселый повар») почти полностью копировали оригинальные продукты «Нинтендо». И это были не единственные «пиратские» копии. Простота создания этих игр привлекала и других производителей — особенно в странах Азии, где уже процветало технологическое пиратство.

Но Хироши Ямаути не переставал искать новые пути. Особенно перспективным занятием казалась ему разработка аркадных автоматов. Ведь не обязательно продавать игру целиком, если можно — на время!

Donkey Kong: рождение хита

Один из первых экспериментов в этой области, автомат с игрой Radar Scope, стартовал в 1979. На волне успеха «Нинтендо» попыталась вывести игру на рынок США, но популярность Radar Scope пошла на спад прежде, чем автоматы прибыли в Америку.

Было принято решение переработать игровой автомат, заменив всю программную часть. Эту задачу поручили молодому сотруднику Сигэру Миямото. Новая игра представляла собой «платформер», в котором игрок управлял маленьким человечком, взбирающимся вверх по металлическим конструкциям, чтобы спасти из лап огромной гориллы похищенную девушку. Это Donkey Kong — игра, покорившая миллионы. Она положила начало долгому и победоносному пути своего персонажа — простого работяги, одетого в комбинезон и кепку. Тогда, в 1981 году, его называли просто Jumpman — «прыгающий человечек». Лишь позже он получит имя, известное сегодня каждому: Марио.

Игра Donkey Kong спасла американское подразделение от полного разорения. Автоматы с ней делали внушительные сборы, и владельцы игровых немедленно закупили дополнительные.

Игра едва не стала причиной крупного скандала. В следующем, 1982, году киностудия Universal, владевшая правами на брэнд «Кинг Конг», подала в суд на «Нинтендо». В иске было указано, что игра основана на одноименном фильме, и название тоже скопировано. Суд занял около двух лет и закончился успешно для японцев: судья признал, что, несмотря на некоторое сходство, создание игры нельзя считать нарушением прав кинокомпании.

Но время шло, и на сцене начали появляться новые игроки. К 1983 году рынок Японии уже осваивали такие гиганты, как Atari и Commodore со своими игровыми приставками и микрокомпьютерами. Их возможности далеко превосходили любые аркадные автоматы. Важным преимуществом была возможность играть дома, в комфорте и спокойствии, а главное — не оставлять в игровых салонах кучу мелочи.

Чтобы удержаться на плаву, «Нинтендо» искала новые направления. 15 июля 1983 году на свет появилась приставка Famicom — Family Computer, «Семейный компьютер». На американский рынок новинка поступила под названием Nintendo Entertainment System, или просто NES.

NES: маленький шедевр
 

Американская версия приставки (NES) отличалась от японской (Famicom) не только названием, но и дизайном, а также форматом картриджей.

Систему изначально создавали с дальним прицелом. Она должна была быть максимально дешевой, чтобы любая семья смогла ее купить. Хироши Ямаути сознательно отказался от любой сложной периферии — модема или клавиатуры. Он считал, что это может отпугнуть неуверенных пользователей. Отверг он и подключаемые дисководы. Игры для приставки должны быть на картриджах! Помимо того, что картриджи, в отличие от дискет, не каждый сумеет скопировать, они еще и удобнее в использовании. Более того, ради удешевления и простоты было принято решение отказаться и от мощных 16-битных процессоров в пользу 8-битного Ricoh 2A03, специально разработанного для NES.

Требуя от инженеров максимальной производительности при внешней «игрушечности» приставки, Хироши Ямаути заложил в нее важный принцип, который в конечном счете и определил успех и долговечность NES. Специальная схема позволяла подключить к приставке практически любое оборудование, что открывало широкое поле для дальнейших разработок и улучшений. Картридж с игрой мог содержать не только микросхемы памяти, в которых была «зашита» программа, но и дополнительные элементы, улучшавшие параметры самого компьютера.

Цена на приставку и правда оказалась невысокой: всего около 100 долларов — вдвое ниже, чем на аналогичные продукты конкурентов. При этом президент «Нинтендо» обратился к оптовым реселлерам, предлагая им ограничиться минимальной наценкой, чтобы максимально увеличить охват целевой группы. Откуда же возьмется прибыль? Разумеется, от продажи игр!

Эта стратегия сработала как нельзя лучше. Каждый игроман Японии и Америки, купивший дешевую приставку «Нинтендо», теперь гонялся за красочными и веселыми играми. Инженеры «Нинтендо» сделали свое творение максимально простым и удобным для программистов и разработчиков. Первыми создателями игр для NES стали специалисты «Нинтендо». На разработку были брошены силы трех отделов Research and Development: R&D 1, R&D 2 и R&D 3.

Хотя сам Хироши Ямаути к видеоиграм относился более чем прохладно, у него было феноменальное чутье на игровые сюжеты. Он лично выбирал, какой игрой стоит заниматься, а какую выбросить в утиль. Многим сотрудникам «Нинтендо» такой стиль управления казался волюнтаристским и чересчур жестким. Однако это работало: компания выпускала новые игры, которые становились успешными и прибыльными. Они с лихвой окупали не только затраты на производство и маркетинг — доходившие до нескольких миллионов долларов! — но и приносили сумасшедшие прибыли.

Кроме того, Хироши Ямаути обязал сторонние компании, разрабатывавшие игры для NES, заказывать производство картриджей только у «Нинтендо», причем партией не менее 10 000 единиц.

Еще одной успешной стратегией оказалось искусственное затягивание выхода игр. Распиарив новую разработку в прессе и на ТВ, «Нинтендо» не торопилась выкладывать ее на прилавки. Покупатели шли в магазины, но вожделенной игры не находили и брали другую — лишь бы не возвращаться домой с пустыми руками. А когда новинка появлялась, спешили за ней.

За время существования приставки NES для нее было продано более 500 миллионов экземпляров игр на картриджах. И это только лицензионных!

Самый популярный водопроводчик в мире

Осенью 1983 года на NES вышла игра Mario Bros. Ее разработчиком выступил Сигэру Миямото, работавший над Donkey Kong. Марио, теперь окончательно и навсегда ставший водопроводчиком, получил себе в компанию братца Луиджи в зеленом комбинезоне. Игра не стала безусловным шедевром, но была довольно хорошо принята: на сегодняшний день продано более 1,5 миллиона экземпляров — и это только официальных, не считая пиратских картриджей!

Два года спустя, в 1985-ом, увидела свет Super Mario Bros. Игра произвела эффект разорвавшейся бомбы, а сам Марио с тех пор стал «лицом компании» и одним из самых узнаваемых персонажей видео- и компьютерных игр. «Нинтендо» продала 40 миллионов копий Super Mario Bros, заработав на ней невероятные деньги.

Успех породил спрос, а спрос — предложение. За первой частью последовали новые игры серии: The Lost Levels, Super Mario Bros 2 и 3, а за ними — все новые и новые, превратившие простенький платформер в одну из самых крупных франшиз в истории индустрии развлечений. Марио возглавляет список лучших персонажей видеоигр всех времен по версии книги рекордов Гиннеса. Он «засветился» более чем в 200 видеоиграх и до сих пор не собирается на покой.

Успех водопроводчика Марио стал триумфом и для его создателя, Сигэру Миямото. Вскоре он занял должность продюсера. Несмотря на то, что Миямото стал самым успешным разработчиком игр в мире, он оставался простым и скромным человеком, живущим идеями о создании новых игровых миров. Поговаривают, что во время своего визита в Японию Пол Маккартни заявил, что ему было бы интереснее увидеть не Фудзияму, а Сигэру Миямото.

Иногда новая игра становилась даже мощным стимулом для приобретения очередной консоли. Так случилось, когда для более мощной ТВ-приставки SNES вышла игра Super Mario Bros 4.

Подсчитать, сколько всего игр было создано для NES, едва ли возможно. Речь идет о сотнях, а может и тысячах. Некоторые из них не снискали популярности, другие же оказались настолько удачными, что фанаты играют в них по сей день. Многие, как «Марио», породили целые франшизы.

Наибольшее признание среди геймеров получили такие хиты, как Teenage Mutant Ninja Turtles, серии The Legend of Zelda, Castlevania и Dragon Quest, Duck Hunt и другие.

«Денди, Денди, все мы любим Денди!..»

Популярность приставки от «Нинтендо» не осталась незамеченной и в России. Но практически ни одна подлинная консоль NES до нашей страны не добралась: официальных продаж ни в СССР, ни в России не было. К нам приставка пришла лишь в 1992 году в виде «пиратского» клона под лейблом «Денди». Хотя во всем мире уже играли на 16-битных консолях, для геймеров стран бывшего СССР даже 8-битные видеоигры были в новинку. Разумеется, картриджи тоже были «пиратскими».

Приставка получила фантастическую популярность среди детей и подростков, и даже появление конкурентов (которые в основном торговали очень похожими клонами NES) не снизило его. По телевидению постоянно крутили рекламу приставки, а в середине 90-х на центральном ТВ даже шла передача, посвященная играм для «Денди». Выходил и полноценный журнал для геймеров.

«Денди» выпускали вплоть до 1996 года, и лишь нарастающая конкуренция со стороны более продвинутых Sega и других приставок наконец заставила их потесниться.

Консольные войны

Но вернемся в самое начало 90-х, в Японию. Эпоха 8-битных компьютеров уходила в прошлое. Как бы ни хотелось «Нинтендо» продлить ее, предлагая все более увлекательные игры — надолго оттянуть неизбежное ей бы не удалось.

Карманный GameBoy, созданный в 1989 году Гумпэем Ёкои, стал одной из самых успешных консолей в истории игр, однако он не мог составить серьезную конкуренцию 16-битным приставкам и компьютерам. Эта игрушка была скорее логичным продолжением и развитием линейки Game & Watch: маленький и легкий, GameBoy был удобен для игры в поезде, по дороге на работу или на перемене в школе, но вряд ли кто-то сделал бы выбор в его пользу, если мог провести время за полноценной ТВ-приставкой.

В то время на рынке уже вовсю продвигалась 16-битная Mega Drive, и разработавшая ее компания Sega грозилась оттяпать свою часть пирога. Mega Drive выдавала более качественный звук и видео, чем NES, быстрее и лучше обрабатывала информацию. Игры предлагала куда зрелищнее, и это привлекало к «Сеге» внимание. «Sega does what Nintendon’t!» — гласили рекламные слоганы. «Сега делает то, что Нинтендонет!»

Поначалу «Нинтендо» делала вид, что в упор не замечает конкурента. По большому счету, так оно и было. Увлекшись красивой графикой и отличной музыкой, «Сега» забыла о том, что определяет хорошую игру: первоклассный драйв. Она должна не только «захватывать» геймера, но и удерживать его перед экраном: так, чтобы он захотел играть еще и еще, а потом купил вторую, третью часть.

Этого у «Сеги» пока не было. Но в 1990 году в работу с Mega Drive включилась компания Electronic Arts. Часть игр быстро попали в списки бестселлеров. Следом за EA стали подтягиваться и другие разработчики, разглядев в игровой системе «Сеги» потенциал.

Волей-неволей «Нинтендо» пришлось подключаться к гонке. В 1990 году компания представила приставку-преемницу NES, которую назвала Super Nintendo Entertainment System (Super NES, или просто SNES).

Зато инженерам «Нинтендо» удалось побить «Сегу» по качеству графики. Палитра в 32 000 цветов (против 512 у Sega Mega Drive) позволяла создавать изображения беспрецедентной красоты и даже воспроизводить видеоролики. Дополнительный процессор для сложных математических вычислений разгружал основной. Картриджи могли содержать дополнительные чипы, делая приставку еще мощнее и наделяя ее новым функционалом. Так, сопроцессор Super FX, встроенный в картридж игры Star Fox и некоторых других, позволял демонстрировать приличную 3D-графику.

Оставалась только одна проблема: под новую игровую систему еще не существовало игр.

К работе подключили Сигэру Миямото. Признанный мастер гейм-дизайна знал, что увлечь за собой игроманов с привычной NES на новую платформу могла только очередная серия приключений Марио. Super Mario World стала очередным хитом.

Затем последовал ряд других удачных игр, которые еще сильнее укрепили геймеров в их приверженности «Нинтендо». В конечном итоге, несмотря на огромную фору, данную «Сеге», «Нинтендо» далеко обошла ее в гонке, продав почти 50 миллионов приставок SNES (против 30 миллионов Sega Mega Drive). Правда, повторить успех NES все же не удалось: предыдущая приставка разошлась тиражом почти в 62 миллиона экземпляров.

Следующее новшество — консоль виртуальной реальности Virtual Boy — планировалось как нечто революционное. Шлем со встроенными «очками» позволял играть в «настоящие 3D-игры». Но устройство стало жертвой неудачных технических решений: у пользователя быстро уставали глаза и затекала шея, а сам шлем довольно громко гудел (из-за механических приводов внутри) и легко мог быть поврежден. Поддержка провального Virtual Boy была прекращена менее чем через год. «Нинтендо» пришлось полагаться на продажи SNES и игр для нее.

Эра 16-битных приставок подошла к концу уже к середине 90-х. На сцену выходили более мощные игровые системы пятого поколения. Оснащенные 32-битными процессорами Sony PlayStation и Sega Saturn появились в конце 1994 года.

«Нинтендо» снова опоздала на 2 года, пытаясь создать новинку, способную соперничать с конкурентами. Зато когда она вышла, оказалась на высоте!

«Нинтендо» разработала приставку сразу с 64-битным процессором, минуя 32-битный. В компании справедливо решили, что более мощная техническая база дольше сможет «держать марку», не устаревая. В помощь продвижению Nintendo 64 был по традиции призван Марио: на этот раз игра Super Mario 64 обрела настоящую 3D-графику. Восхитительный трехмерный мир очаровал пользователей, и игра мгновенно стала хитом. За несколько лет разошлось свыше 11 миллионов копий, что сделало ее одной из самых продаваемых в истории игр.

Но конкуренты «Нинтендо» уже отдавали предпочтение компакт-дискам, а картриджи морально устаревали и становились чересчур дорогими для пользователя. Сделав ставку на использование привычных картриджей, «Нинтендо» серьезно ограничила продажи своей консоли. Этот раунд консольных войн остался за новичком на рынке — компанией «Сони», которой удалось в конечном счете продать более 100 миллионов единиц PlayStation. В три раза больше, чем Nintendo 64!

Впрочем, «Сеге» повезло еще меньше. Из-за спешки и неудачных технических решений Sega Saturn и вовсе осталась аутсайдером. Последняя попытка реабилитироваться была предпринята «Сегой» в 1998 году с выходом Dreamcast, но и она провалилась. Всего полтора года спустя, в 2001 году, последняя приставка «Сеги» канула в Лету.

Одним конкурентом меньше для «Нинтендо»! Но и «Сони» оказалась серьезным противником. К тому же, на рынок выдвигалась «Microsoft» со своим Xbox. Чтобы противостоять им, «Нинтендо» разработала очередную консоль — GameCube.

Но «Сони» успела выпустить PlayStation 2 на полтора года раньше, и за этот период приставка обрела несколько игр-бестселлеров. Консоль могла запускать игры от PS1. В итоге PS2, как и ее предшественница, далеко обошла консоль «Нинтендо». Да и старт Xbox оказался чрезвычайно успешным: ему удалось выйти на 2 место по продажам игровых систем шестого поколения.

И лишь следующая приставка, появившаяся в 2006 году, стала для «Нинтендо» долгожданным успехом. Были учтены все ошибки прошлых лет. Wii сохранила обратную совместимость с играми для GameCube. Появился сетевой сервис, позволявший игрокам обмениваться сообщениями по сети и играть онлайн, и уникальный беспроводной контроллер Wii Remote. К моменту выхода приставки уже была доступна богатая коллекция игр.

«Нинтендо» взяла реванш за прошлые неудачи. И хотя компания заявляла, что не считает Wii соперником PlayStation 3 и Xbox 360, в конечном счете ей удалось продать свыше 109 миллионов приставок, что вернуло ей титул лидера.

В 2017 году «Нинтендо» выпустила новый продукт, который объединил в себе портативную игровую консоль и ТВ-приставку. Nintendo Switch возглавил рейтинг лучших технических инноваций-2017 по версии журнала «Тайм». В течение первого же года было продано более 17 миллионов консолей. Оригинальное техническое решение, которое позволяет быстро превратить мобильный игровой «планшет» в полноценную домашнюю мультиплеерную систему, сделало Switch популярным.

Не обошлось и без очередной игры про Марио: Super Mario Odyssey. Уже в первые 3 дня продаж разошлись более 2 миллионов копий игры. Маленький водопроводчик, начавший свой путь к сердцам геймеров с Donkey Kong и Mario Bros в далеких 80-х, не перестает радовать поклонников. Поговаривают, что он давно обошел по популярности даже Микки Мауса!..

Возвращение к истокам

А что же старая добрая NES, с которой (или с ее клонов) начиналось наше знакомство с миром видеоигр? Неужели современные игровые приставки навсегда вытеснили ее на задворки истории?.. Ведь ей 35 лет! Выпущенная 15 июля 1983 года, она безнадежно устарела?..

Нет! Преданные фанаты не позволят забыть хорошие игры и консоли!

Чтобы порадовать геймеров «старых добрых времен, когда деревья были большими, а игры маленькими», компания «Нинтендо» выпустила консоль Nintendo Classic Mini. Созданная на базе современных технологий, приставка эмулирует работу NES программным способом. 30 встроенных игр позволят насладиться теплыми ламповыми воспоминаниями.

Ведь 35 лет — не старость для отличной игровой системы!

gamedevвидеоигрыnintendones
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.

Новые комментарии

Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup