Насмотренность в графическом дизайне

Насмотренность в графическом дизайне

Почему это важно для формирования собственного стиля и поиска вдохновения
8 минут8754

Мы постоянно взаимодействуем с информацией, окружающей нас, с контентом. Иногда бывает сложно отфильтровать ненужное. Графический дизайнер (как и любой деятель искусства) очень восприимчив к этой информации, потому что она отражает настроения в обществе. Именно эти тенденции являются идеальным референсом для актуального дизайна.

К примеру, всё большую популярность набирает движение Zero Waste, отражающее стремление к переработке и сортировке отходов, к осознанному потреблению в принципе. И дизайн, так или иначе связанный с этим направлением, становится  «чище» во всех смыслах. Стремление к простоте и минимализму, сдержанная цветовая «природная» гамма, минималистичные надписи. На производстве упаковки этих товаров стараются как можно меньше использовать ресурсы планеты (или же вообще производят товар без упаковки, продавая их с маленьким вкладышем).

Разумеется, это не единственное направление в графическом дизайне, где важен минимализм и осознанность. Здесь можно вспомнить графический дизайн 90-х годов. В это время появились персональные компьютеры, которые кардинально повлияли на дизайн в целом. Расширились возможности, и почти каждый, у кого был персональный компьютер, мог сделать афишу или листовку.

Конечно, все внезапно появившиеся возможности стали использовать сразу, особо не задумываясь, как именно применить тот или иной элемент. Распространилась эклектичность, обилие шрифтов на одном развороте, обтравленные картинки и всевозможное коллажирование. Это не хорошо и не плохо, это просто этап развития в графическом дизайне.

Обложки разных журналов тех лет

 «Пережатый» дизайн, который был популярен в 90-е, отходит на второй план. 

Основная задача графического дизайна — коммуницирование с людьми при помощи визуального языка. А состояние визуального языка всегда можно определить, внимательно посмотрев вокруг. Поиск этого языка и собственный стиль — то, к чему осознанно или неосознанно стремится каждый дизайнер, и неотъемлемая составляющая этого поиска - насмотренность.

Что такое насмотренность и как она помогает в формировании стиля 

Всё, что нам нравится или не нравится — результат прошлого опыта получения информации и внутренней переработки этого опыта. При этом огромную роль (особенно в детстве, когда процессы неосознанные, а оттого самые настоящие) играет окружающая реальность. В раннем возрасте мы получаем большой пласт информации и, можно сказать, первый опыт насмотренности.  Это то, что нам даёт окружение.

К примеру, красивая архитектура, природа, интерьер помогают развить эстетическое чувство и  замечать красоту в простых вещах. В детстве меня каждое лето увозили на дачу в самую глушь, где даже связь ловила только в определённом месте и постоянно отключали электричество. Так что полная изоляция и ужин при свечах были обычным делом. К тому же вокруг совсем не было сверстников и мне приходилось самой придумывать себе развлечения и постоянно занимать себя интересными вещами. Я строила замки  из веток, отправлялась в воображаемые путешествия по саду, исследуя его каждый раз как в первый, смотрела на облака и изучала природу. Придумывала себе свой мир со своими правилами. Никто не вмешивался и не навязывал своё видение.

Думаю, это сильно повлияло на меня в творческом плане. Сейчас мне легко придумать ассоциацию, метафору, я очень люблю смотреть на самые обыкновенные вещи и видеть в них необыкновенное. Главное — сохранить это ощущение,  а вкус и насмотренность сформируется. Всё зависит только от желания самого дизайнера расти и развиваться. 

Что нужно делать? 

Самое важное и действенное — системность. То есть нужно каждый день выделять время на просмотр работ классных дизайнеров, художников, модельеров. Особенно хорошо не зацикливаться на какой-то сфере (будь то графический дизайн или что-то ещё), а искать вдохновения в других сферах искусства. Сейчас графический дизайнер расширяет свою сферу деятельности и занимается не только вёрсткой книг и буклетов, но и цифровыми публикациями, веб-дизайном, анимацией, фотографией.

Второе вытекает из первого: это разнообразие контента и отсутствие зацикленности на одном. Это не означает, что нужно без разбора впитывать всё вокруг. Поначалу будет сложно понимать, какой дизайн хороший, а какой не очень. Для этого нужно время и визуальный опыт.

Отличное начало — изучить работы известных дизайнеров, понять, почему то, что они делают, действительно хорошо. Ссылки на ряд известных дизайнеров будут в конце статьи. Получив крепкую базу, можно искать то, что по-настоящему нравится именно вам, и уже на этом формировать собственный стиль. Также развитию чувства композиции и эстетики способствует изучение работ художников и фотографов. Так что посещение выставок и музеев — для графического дизайнера обязательный пункт.

Копирование

Использование чужих идей и приёмов (речь идёт о визуальной составляющей), когда ты новичок — это нормально. Только нужно чётко осознавать, почему именно ты берёшь этот прием или идею и насколько гармонично она вписывается в твою концепцию проекта.

При таком осознанном подходе к работе ты не просто копируешь готовый материал, а пропускаешь его через свой проект. И даже если из референса взято очень много - что-то новое ты точно привнесёшь в своей проект. Копируя материал, ты понимаешь его структуру, общие принципы, а это помогает в дальнейшем создать уникальный дизайн. Тут нужно чувствовать разницу между копированием с целью изучения («а как это сделано и почему это работает?») и слепым копированием ради того, чтобы нажиться на чужой работе. Вдохновляться чужими работами и анализировать их — значит, развивать чувство вкуса и свои профессиональные навыки дизайнера.

Отличный опыт для начинающих (и не только) дизайнеров — попытаться точно (это очень важно!) скопировать плакаты швейцарского графического дизайнера Йозефа-Мюллера Брокмана. У него очень чёткая сетка, обязательно с микромодулем, многие плакаты выстроены по золотому сечению. Над некоторыми придётся подумать, поскольку не каждое решение очевидно. Вот несколько примеров для практики:

После копирования этих плакатов можно сделать что-нибудь своё, оставив, например, сетку или принцип построения, который найдётся в процессе анализа.

Информационное поле и события вокруг

Очень важный пункт, хоть он и не даёт чёткого ответа, какой же дизайн будет актуален через некоторое время. Изменения в обществе приводят к трансформации во всех сферах. Наблюдение и анализ помогут вовремя почувствовать, какие тренды будут актуальны и как с ними правильно работать. Для этого нужны не только технические знания работы в различных программах, но и широкая сфера интересов. Чем шире поле деятельности, тем лучше. Чем больше вовлечённость в процесс и жизнь, тем живее и ярче образ коммуникации.

Внимательность и вдохновение 

Если с вдохновением от чужих работ более или менее понятно, то есть ещё одно важное качество, без которого сложно создать что-то по-настоящему необычное. Это качество — внимательность. Внимательность ко всему: никогда не знаешь, что приведёт тебя к решению той или иной задачи, где найдёшь ответ. Внимательность, вдохновение и насмотренность работают в связке и ни один элемент не может дать результат без другого. Замечать вещи, на которые раньше ты не обратил бы внимание, быть внимательным к самым незначительным мелочам — это помогает развивать насмотренность и мгновенно схватывать образ.

Что посмотреть для вдохновения и развития насмотренности? 

Первое, что приходит на ум — Behance и Pinterest. Там есть удобные доски и закладки, но найти хороший контент сразу довольно сложно. Хорошо помогает просмотр сайтов известных дизайнеров и дизайн-бюро.

«Щука». Это дизайн-бюро существует с 2003 года. Его смело можно назвать самым бунтарским бюро в стране. Из их резонансных проектов — разработка приложения для секс-дейтинга Pure, лого для чемпионата мира по шахматам, айдентика для завода Flacon 

Стефан Загмайстер — один из самых узнаваемых графических дизайнеров современности. Основатель Sagmeister Inc. — успешной студии, которая занимается разработкой фирменных стилей, айдентики, музыкальных обложек. Фантазия Загмайстера кажется неиссякаемой. Меня особенно вдохновляет его работа с типографикой: она выходит на принципиально другой уровень, удивительным образом встраиваясь в окружающую среду

ABCdesign — дизайн-студия, основанная в 1993 году. Если нужно вдохновиться хорошо свёрстанной книгой на кириллице — то это, несомненно, сюда.

DIA.tv. «Кинетические идентичности и типографические системы» — так позиционируют себя графические дизайнеры студии DIA.tv из Нью-Йорка и Женевы. Кинетическая типографика во всей красе.

AREA 17. «Мы международная команда, состоящая из более чем 70 человек из 18 стран, говорящих на 13 языках. Вдохновлённые окружающим миром и объединённые нашими ценностями, мы преданы своему делу, влиянию и душе. Создание отличной работы и прекрасная жизнь — это центральная часть нашей культуры, людей и нашей деятельности. Мы делаем свою работу через призму жизни, а не наоборот».

Икко Танака — уникальный графический дизайнер. Сочетая модернистские тенденции с японской графикой, точностью и простотой линий, он создаёт в своих работах ощущение  гармонии и внутреннего движения.

Пола Шер — одна из самых известных женщин-дизайнеров. Начинала свою деятельность с крупной звукозаписывающей компании и за 10 лет работы в CBS Records создала более 1500 обложек пластинок. В её работах много отсылок к русскому конструктивизму, очень смелая работа с типографикой и мастерское сочетание самых различных эклектичных шрифтов. 

Фотография

Георгий Пинхасов — единственный российский фотограф в агентстве Magnum. Его работы — бунтарские и очень необычные по композиции, с большим количеством контрастов и неожиданных параллелей.

Сол Лейтер. Если говорить о цвете и свете в художественной фотографии, то, несомненно, стоит вспомнить Сола Лейтера. Его динамичная манера запечатлевать образ города и находить необычные ракурсы, использование эффектов дождя создали ему репутацию одного из самых известных фотографов 20 века.

Your Ducky. Удивительный фотограф из Санкт-Петербурга. Чистые фотографии с какой-то щемящей ностальгией по 90-м. Эстетика повседневности.

Журналы

WÜL Magazine — это онлайн-издание о современном искусстве и моде, призванное представить независимое сообщество авторов и их видение.

Dazed — британский журнал, посвящённый искусству, культуре и стилю. Основан в начале 90-х Джефферсоном Хаком и фотографом Ранкином Вадделлом. Изначально издание существовало в виде брошюры, распространяемой в ночных клубах, но вскоре Dazed & Confused стал полноценным цветным журналом.

Numero — международный журнал для женщин о моде, дизайне и искусстве, издаваемый с марта 1999 года издательским домом «Groupe Alain Ayache».

дизайнgraphic-design
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup