9 вещей, которые нужны разработчикам больше денег

Поговорим о факторах, которые являются для разработчика лучшей мотивацией.
28 сентября 2015AnonymousОльга Землякова5441628

Задумайтесь над условиями, которые предлагает вам работодатель. Вы можете не заметить причин, по которым работа начала казаться обузой, и подозревать что угодно, вплоть до ошибки в выборе профессии.

Чтобы избежать подобных выводов и переживаний, возьмите на заметку основные требования, которые можно негласно предъявлять работодателю. Присмотритесь к условиям труда и оцените их по пунктам — это залог вашего душевного спокойствия на несколько лет, и не стоит закрывать на это глаза.

Гигиена и мотивация

В 1950-х исследователь Фредерик Херцберг изучил мнения и условия труда 200 инженеров и бухгалтеров в США. На основании результатов опроса он вывел теорию, получившую название "Теория двух факторов" — одну из широко распространенных теорий удовлетворенности работников своим трудом.

Итак, два фактора, влияющих на удовлетворение:

1. Гигиенический: условия труда, уровень заработной платы, безопасность и т.п.
2. Мотивационный: возможность достижений, признание, ответственность, личностный рост, продвижение по службе...

При наличии приемлемых гигиенических факторов сотрудники будут довольны рабочим местом ( то бишь не будут им угнетены), но это никак не поспособствует их мотивации. Чтобы обеспечить хорошую мотивацию и удовлетворение работой, необходимо, чтобы человек видел смысл в своей работе.

Обратная ситуация — крошечный стартап в темном офисе без окон и каких-либо льгот, минимальный контроль (т.к. основатель попутно еще и менеджер по продажам) и, соответственно, высокая степень ответственности каждого участника процесса за успехи или провалы компании. Необходимость в постоянном самостоятельном обучении делает предприятие намного более интересным и желанным для разработчиков.

Быстрорастущая организация из 7 человек, гоняющих по офису мяч, стреляющих из водяных пистолетов и понимающих необходимость учить язык за языком, и притом максимально качественно, с меньшей вероятностью потеряет сотрудника из-за другого предложения с оплатой труда в 2 раза выше: вполне возможно, что через полгода оклад здесь станет выше в 4 раза.

С другой стороны, условия работы ужасны: серые душные кабинки, свисающие с потолка кабели и т.д.

Если вы тот человек, который смотрит на часы за минуту до окончания рабочего дня в ожидании момента, когда же он захлопнет за собой дверь, и с нетерпением ожидает каждого отпуска, чтобы поваляться на пляже Коста-Рики, вы, вероятно, уверены в своем будущем (речь о беззаботной старости). Но если вы можете себе позволить отдать свое время за относительно небольшие деньги в так-себе-офисе потому что это чертовски весело и имеет неопределенный шанс на большой успех, или занимаетесь запуском собственного проекта, вам стоит знать о 9 вещах, которые мотивируют программистов больше денег.

1. Ясность цели


Когда разработчик создает продукт, понимая, почему он должен работать хорошо, кому и зачем он нужен, что еще можно улучшить, чтобы облегчить дальнейшую работу (а вернее, не создавать себе сложностей), он хочет работать и видеть результат.

Печально, но в реальности многие программные проекты обречены на неудачу: исполнитель попросту не видит смысла стараться сделать его максимально эргономичным из-за трудностей с пониманием устаревшей документации, неадекватных сроков, бессмысленности работы. Люди хотят гордиться тем, что они делают.

Стоит описывать линию развития продукта не только с технической стороны. Чтобы каждый чувствовал свою причастность к чему-то интересному и стоящему, а не к сделке "мне код — тебе деньги". Дешевые и неудобные инструменты или аппаратные средства, плохое управление (об этом ниже) и невозможность высказаться — это не "экономия", "плохая дисциплина сотрудника" и "распределение ролей" — это отсутствие комфорта в работе, который в современном мире важен для успеха предприятия.

2. Превосходный менеджмент


Отличное управление в компании — сильный мотивационный фактор. Поощрение самостоятельного мышления, быстрое принятие решений, готовность взять на себя ответственность за работу команды и прыгнуть в кипящее масло, чтобы защитить ее — черты хорошего менеджера. Если руководитель готов не спать половину ночи, чтобы разобраться с проблемой и доказать, что путь, который он выбрал, действительно верный, ему хочется верить и уважать его.

Результат — не только лояльные и мотивированные работники, но и хороший софт на выходе.

3. Постоянное обучение новому


Исследования поведения людей показали, что сотрудники чувствуют себя счастливее, когда узнают что-то новое. Недавние работы Колумбийского университета демонстрируют готовность большинства отказаться от повышения оплаты труда на 20%, если работа будет более разнообразной и требующей развития.

Все разработчики любят показывать, что освоили новые технологии. В середине 90-х это были Perl и HTML, в конце — ASP, PHP и Java, сегодня — AJAX и Ruby (и в некоторых кругах ASP.NET 2.0). Дайте сотрудникам использовать эти "игрушки", и они не только смогут похвастаться приобретенными знаниями, но и станут выполнять свою работу лучше.

4. Творчество и решение проблем


Разработчики любят вызовы. Без них мы начинаем проверять почту, когда это не нужно, читать блоги, варить кофе, проверять, кто из друзей в сети, участвовать в дебатах на предмет рисунка, который получился на тосте.

А в этот же момент где-то недалеко сидит программист, не спавший всю ночь, чтобы найти решение проблемы, и не попросивший оплатить ему затраченное время. Лучшие — увлечены работой.

Столкнувшись с правильной формой вознаграждения и вызова, разработчики ищут решение; столкнувшись с фиксированным вознаграждением — спорят о тостах.

Правильный вызов — тот, что учит и заставляет учиться. Например: "Объединить эти 5 RSS-каналов, настроить отображение заголовков, выяснить, как использовать AJAX, чтобы получилось круто". Плохой пример: "Исправить код другого парня. Мы его не использовали, потому что боялись, что он создаст проблемы в системе. Он очевидно написан очень плохо, поэтому нужно исправить косяки и вообще сделать его качественным".

Если вы не можете дать разработчику интересную работу... еще раз подумайте о том, как это сделать. У вас слишком мало шансов научиться позже, если не начнете создавать увлекательные задачи прямо сейчас.

5. Право голоса


Как правило, если в системе что-то не так (или вообще есть проблемы с технической частью), разработчики узнают об этом первыми. Хуже — то, что часто они остаются единственными. Если хорошее техническое оснащение, внимание к потребностям и сложностям программистов не является приоритетным, вряд ли можно ожидать от них хорошей работы.

Если для компиляции нужно каждый раз чистить все временные файлы из-за недостатка дискового пространства, это бесит. Поэтому прислушивайтесь к просьбам своих подчиненных.

6. Признание


Как и инженеры, опрошенные Херцбергом, разработчики стремятся произвести своей работой впечатление на коллег, руководство и всех вокруг, по крайней мере, тех, кто понимает всю сложность проделанной работы.

Услышать похвалу, чтобы работать лучше, хотят все. Находите достижения и повод для похвалы даже для тех, у кого что-то не получилось и на первый взгляд ее не достоин: как же будет здорово сделать все идеально и увидеть восхищение в глазах начальства!

7. Созидание чего-то важного


Даже если они не медики в Боснии и не возят продукты питания в Судан, большинство из них хотят чувствовать себя нужными и полезными, осознавать, что мир становится лучше благодаря им. Возможно, кто-то думает, что делает это только ради технологии, но где-то в душе он видит себя (или хочет видеть) частью чего-то глобального.

Ищите в своем продукте масштабную цель.

8. Работа без бюрократии


Простая математика показывает, что если что-то можно сделать за один активный рабочий день, но в действительности на работу остается час после пяти согласований с разными людьми, работа не эффективна. И для всех может быть очевидной важность этих бюрократических процедур, но только не для программиста.

Более того, чем более он опытен и профессионален, тем более идиотичными ему будут казаться эти заморочки: увлеченный человек хочет работать быстро. Просто дайте список: не стоит перекладывать ответственность за хождение от человека к человеку на того, кто готов просто сделать свою работу хорошо с учетом принятых пятью коллегами требований.

9. Минимальное количество устаревших ограничений


Никто не любит подстраиваться и обходить старые баги, чей-то плохой код и плохо написанные модели данных. Слишком много устаревших ограничений убивают творчество. Если у вас есть хоть немного времени, уделите его тому, чтобы искоренить неудобства по максимуму. Это не только "негигиенично", но и совершенно не мотивирует. Все-таки, вдохновить сотрудника на продолжительную работу можно только хорошей программой с большим потенциалом. А если на этапе развития она уже имеет ряд ограничений, что же будет дальше?

Итог


Задайте себе вопрос: что вы можете дать сотрудникам, чтобы они хотели у вас работать? И главное, действительно ли вам нужны высоко мотивированные профессионалы и амбициозные новички?

Хотите ли вы быть частью успешного дела, оставаясь счастливым человеком, удовлетворенным своей работой?

Хочется верить, что да: только с комфортного рабочего места не хочется бежать,
только с сильным кадровым составом компания может претендовать на успех.

Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».