Блог

Как не бодаться с заказчиком и свести правки к минимуму

Если хотите быстрее закончить проект, следуйте нашим рекомендациям.
22 февраля 20182 минуты8514

В интернете ходит шутка про общение заказчика с исполнителем: «Все прекрасно! Внесите только еще 36 замечаний.» Чтобы процесс правок не превратился в бесконечный марафон с препятствиями, соблюдайте правила для их минимизации.

Записывайте все

После первого общения переведите все, о чем вы договорились, в текст и отправьте заказчику на согласование. Так вы увидите, совпадает ли понимание задачи, все ли сказал заказчик или часть упустил, насколько заказчик согласен с изложенным. Если он сразу встает в позу и заявляет, что вы все не так поняли, это звоночек. Большая вероятность, что вы не сможете «понимать» пожелания и на всем выполнении заказа.

Составьте бриф или техническое задание или оба документа. Как правильно это сделать, смотрите в статье «3 шага к идеальному ТЗ». Если вы решили работать без договора, составьте документы для внутреннего пользования. Вы всегда сможете обратиться к ним и напомнить заказчику о первоначальных договоренностях. Все дополнительные замечания или пожелания записывайте и показывайте заказчику до принятия их в работу. Он должен подтвердить, что все верно.

Делайте промежуточные варианты

Не спешите сразу делать итоговый макет или сдавать работу полностью. Может оказаться, что вы не поняли мысль заказчика. Сделайте прототип сайта, создайте набросок дизайна или текста. Проще внести кардинальные изменения на раннем этапе, чем переделывать работу полностью. Заказчик тоже будет спокоен: работа выполняется под его контролем, и он оперативно вносит свои замечания. Неприятно получить готовую, но не нужную работу. Еще неприятнее увидеть обиженного исполнителя, отказавшегося от переделки.

Давайте не более трех вариантов на согласование

Чем больше выбор, тем сложнее принять решение. Поэтому не мучайте заказчиков. Делайте два, максимум — три варианта. Это относится к прототипам, дизайну, концепциям, текстам — творческим проектам, которые тяжело наглядно представить заранее. Писать два варианта работающей программы точно не стоит.

Пропишите ограничение на количество замечаний

Порой заказчики считают, что работа над проектом может вестись столько, сколько существует мир. К сожалению, исполнитель теряет время на бесконечных правках и уходит в глубокий минус по доходу. Сразу поставьте условие на количество доработок. Нормальная практика — первый вариант с большим объемом замечаний, второй вариант — доработка деталей. Пропишите это в договоре или заострите на этом внимание при работе по джентельменскому соглашению. Подобные ограничения дисциплинируют заказчиков. Они начинают более ответственно подходить к проекту и давать весь объем замечаний в одной итерации.

Помните:

Вы с заказчиком — не противоборствующие стороны, а команда, и ваша общая цель —  создание успешного проекта. Не воспринимайте замечания на личный счет. Смотрите в корень проблемы, идите навстречу в рамках разумного и будьте всегда дружелюбны и вежливы.

заказчикпроектыпланированиетзjava_developer
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup