Как продать проект за миллиард долларов и начать все сначала

Беседа с создателем MySQL Майклом Видениусом. История успеха и размышления о преимуществах свободного ПО.
6 минут7231

Майкл (Монти) Видениус — легендарная фигура в ИТ-мире. В девяностые годы он создал одну из крупнейших в истории компаний, целиком занятую разработкой бесплатного ПО. Позднее ему удалось продать этот специфический бизнес за миллиард долларов и начать с нуля новый проект. Именно его стараниями создана MySQL — система по управлению базами данных, на основе которой строится 80% современных веб-ресурсов.

Майкл приехал в Москву по приглашению компании Acronis, разработчика решений для защиты данных, чтобы выступить перед сотрудниками компаний Acronis и Parallels, студентами МФТИ, а также представителями ИТ-медиа и блогосферы. Нам посчастливилось побеседовать с Монти за это время. Далее с его слов.

Начало

Я начал программировать в 1979 году, когда мне было 17 лет. Тогда я обзавелся персональным компьютером и вместо того, чтобы ходить по вечеринкам, сидел дома и изучал его вдоль и поперек. Оглядываясь назад, могу сказать, что хороший программист должен быть очень упорным человеком. Чтобы научиться более-менее прилично программировать, нужно как минимум шесть тысяч часов. Это около трех лет ежедневной работы, а нередко и более. Разумеется, это не такой труд, если вам действительно нравится то, что вы делаете. 

Спустя два года после моих первых опытов я начал работать в одной компании. Это было на заре эры персональных компьютеров, и мне часто поручали переносить производственные программы с больших машин на ПК. Как правило, это были очень похожие друг на друга разработки для бухгалтерии, накладных и чего-то в том же роде. Они позволяли вводить информацию в специальные формы, сортировать ее и выводить в соответствии с нуждами пользователя. Очень скоро мне пришла мысль создать программу, в которой можно было бы самому задавать требуемые поля форм, заполнять их, и при нажатии кнопки формировать готовую базу данных. Я написал эту программу, стал консультировать по ней людей и улучшал ее еще около десяти лет. Нередко моя программа работала гораздо быстрее других рыночных решений, особенно, когда речь шла об обработке больших объемов данных на медленных ПК.

В 1993 году, одной из крупнейших корпораций в Швеции потребовалось разработать похожее решение для веб-среды, чтобы клиенты могли получить доступ к базам данных через интернет. Меня попросили помочь, и тогда я интегрировал со своей разработкой SQL-анализатор и получилось то, что в последствии стало называться MySQL. 

В целом, с MySQL произошло то, что бывает с большинством успешных продуктов: вы создаете что-то для себя, потом видите, что на рынке есть спрос, и выпускаете свою разработку в «большое плавание». Это обычная история для общедоступного ПО. Когда Линус Торвальдс создавал Linux, он делал ее для себя и из собственного интереса к тому, как устроена операционная система. 

MySQL AB

В 1995 году я вместе с двумя партнерами создал MySQL AB. Мы сразу пошли на контакт с профессиональными форумами, где обсуждались базы данных и связанные с ними технологии. Мы объявили, что у нас есть бесплатная система по управлению базами данных, и все желающие могут ее протестировать. Тогда на рынке господствовали Microsoft и другие производители платных продуктов, и свободная лицензия быстро обеспечила нам успех.  

Другим нашим плюсом был открытый код. Мы не стремились с самого начала сделать MySQL всеобъемлющей, отшлифовать все до блеска, тратя на это лишнее время. Если вы умели программировать и видели в продукте какие-то пробелы, функции, которых вам недоставало, вы могли сами дописать нужную часть или связаться с нами, и тогда мы расширяли код вместе. Этого, разумеется, нельзя было сделать с платными СУБД. Многим было дешевле и проще дописать что-то в нашем коде, чем ждать изменений в коммерческом продукте.  

Конечно, нам тоже нужно было как-то зарабатывать. В этом смысле мы с самого начала были уверены, что количество со временем перейдет в качество. Множество людей начало пользоваться нашим продуктом; по цепочке он достиг крупных компаний; компании стали обращаться к нам за версиями, подогнанными под их нужды, и мы таким образом получали свой доход.

Еще один момент — поскольку код был общедоступен, все видели, как он работает: можно было удостовериться, что в нем нет никаких скрытых багов, которые могли открыть доступ к вашим данным для спецслужб или посторонних людей.

Выход на рынок

Мы вышли на рынок в 1995 году, и некоторое время дела шли отлично. Однако шесть лет спустя нам понадобились дополнительные деньги, чтобы расширить бизнес и более уверенно конкурировать в своей нише. Мы были успешны, но прибыль от open-sourсe продукта — это примерно одно платное скачивание из тысячи. Для дальнейшего развития платформы нужны были инвестиции.  

Когда вы задумываетесь об инвесторе, то неизбежно встаете перед необходимостью продать хотя бы часть своего бизнеса. Мы долго искали подходящего кандидата и, наконец, остановились на компании SUN. Мне тогда казалось, что SUN будет для MySQL идеальным покупателем. Компания очень хорошо относилась к продуктам с открытой лицензией, они понимали важность некоторых технологий, и к тому же в их портфеле не хватало продукта вроде нашего. 

В итоге, после тринадцати лет самостоятельного плаванья, мы присоединились к SUN и продолжали свою стратегию бесплатной лицензии и открытого кода. Но уже через год было объявлено о поглощении SUN корпорацией Oracle. Почти сразу у меня появились большие опасения, что Oracle, как строго коммерческая компания, изменит принципы развития MySQL. В итоге так и получилось. Oracle закрыла часть кода и свернула несколько направлений в разработке продукта. Не дожидаясь этого, я вместе с ядром своей команды покинул SUN и занялся дальнейшей разработкой нашего проекта под новым именем. 

Для нас было принципиально важно оставить наш продукт открытым. Свободное ПО — это совершенно другая философия, готовность воспринимать самые разные идеи, совершенствовать технологию вместе с пользователем: если мы добавляли в продукт какие-то фичи, то только потому, что пользователи этого просили. Мы не модифицировали платформу «на пробу», за закрытыми дверями — чтобы посмотреть, как к этому отнесутся клиенты. Мы считали, что технология должна быть доступной большинству, и именно эта доступность сделает ее лучше. 

После MySQL

После расставания с MYSQL, мне в каком-то смысле приходилось начинать все заново, однако со мной были лучшие программисты, работавшие над нашей системой тринадцать лет. Сегодня, спустя еще шесть лет, у нашей новой СУБД, MariaDB, около 50 миллионов скачиваний. За это время она стала быстрее и безопаснее, чем MySQL, и обзавелась целым рядом новых функций. 

Мне кажется, большое преимущество нашего и вообще любого открытого ПО в том, что людей очень сложно заставить им не пользоваться. Когда двадцать лет назад мы запускали MySQL, цены на СУБД постоянно росли, и у пользователей не было выбора. Конечно, Microsoft и Oracle все время развивают свои технологии баз данных, но теперь, когда они в очередной раз переписывают ценник, вы можете легко перейти на общедоступные версии, которые во многих случаях не хуже, а в чем-то и удобней. 

Отдельный плюс для создателей — разрабатывать открытый продукт проще, чем коммерческий. Сегодня у нас в Финляндии стартапам все чаще отказывают в инвестициях, если они ведут разработку софта не по open source модели. Если в вашей команде несколько человек, сидящих на одном месте, вы менее привлекательны для инвесторов, чем проекты, над которыми работает множество людей со всего мира. В распоряжении MySQL были совершенно фантастические разработчики из разных стран. На пике у нас работало 400 человек и 70% из них удаленно. Без open source модели мы никогда не смогли бы их собрать. 

Есть и другая сторона вопроса. Взгляните на Россию: без бесплатного ПО вы почти полностью зависели бы от Microsoft и других американских гигантов. В России нет ни собственных операционных систем, ни своих СУБД. Да, у вас есть «Касперский», Яндекс и Acronis, но Microsoft, Google, Apple и Dell — американские компании. Полностью полагаться на их добрую волю для любого национального рынка было бы глупо.

Конечно, проблема бесплатного ПО в том, что сложно привлекать дополнительные деньги на его развитие. Такой популярный продукт, как Linux, решает этот вопрос за счет того, что целый ряд компаний вносит свою лепту в его поддержку. Для небольшого бизнеса задача гораздо сложней. Стартапам стоит полагаться на лицензионную модель, когда часть пользователей все-таки должна платить за софт. Именно так мы действовали в MySQL, и эта стратегия сделала нас успешными. 

Мастер-класс Монти Видениуса в Москве: посмотреть на Youtube.
А стать профессиональным веб-разработчиком вам поможет профессия «Веб-разработчик».

mysql
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!