9 правил выживания программиста-стажера

Правило №1 — не ждите, пока вас научат.
16 сентября 2016150479Юлия Фролова59691555

Какими правилами руководствоваться на стажировке, чтобы хорошо себя зарекомендовать и выжать максимум пользы для дальнейшего роста? Рассказывают опытные разработчики.

Учитесь, а не ждите, пока вас научат

«Главные качества хорошего стажера — это любознательность и инициативность. Здорово, когда он чему-то учится, а не ждет, пока его научат. И очень плохо, когда ждёт «команду» от наставника, чтобы написать даже какой-то простой код», — считает Алексей Романовский, разработчик СКБ Контур, наставник на ежегодной стажировке компании.

«Компании любят тех, кто стремится к знаниям. Расширяйте свой профессиональный кругозор, ходите на конференции, читайте книги по своей специальности, обсуждайте с коллегами новую для вас информацию и просите советов», — подтверждает Денис Воротников, ведущий веб-программист компании Mercaux Inc.

И помните — инициатива наказуема только успехом. «Практически любой руководитель ценит инициативность. Не стесняйтесь с высказыванием своих идей. Если вдруг кому-то подобное уже приходило в голову, они вас поддержат или просто расскажут, что уже пробовали такое сделать», — говорит Светлана Логинова, директор департамента по разработке ПО «Объединенной Аутсорсинговой Компании».

Вопрошайте с умом

Не спрашивайте абы что, думая, что этим показываете заинтересованность и увеличиваете шанс трудоустроиться. Задавайте только вдумчивые вопросы и только если не можете «нагуглить». Это поможет зарекомендовать себя как человека с основательным подходом. 

«Перспективный стажер (да и сотрудник тоже) задает правильные вопросы, это говорит о том, что он понимает свои задачи, а не просто делает наугад», — подтверждает Алексей Романовский.

Наберитесь терпения

«В крупных компаниях решения, как правило, принимаются взвешенно, пройдя несколько инстанций согласования. Наберитесь терпения и примите за должное, что вам предстоит по несколько раз возвращаться к одной и той же задаче, внося подчас мизерные изменения», — говорит Светлана Логинова.

Сразу признавайтесь в незнании

«Для стажера важна искренность — лучше сразу сказать, что чего-то не знаешь, и мы расскажем и поможем, чем говорить, что «знаю-умею», а на самом деле «что-то слышал, что-то видел». Крутость стажера заключается не в том, сколько он знает, а в том, как он быстро учится и доводит задачи до конца», — говорит Алексей Романовский.

Не подлизывайтесь

«Не нужно изо всех сил стараться понравиться коллективу — такое поведение будет заметно и приведет к обратному эффекту неприятия. Если вы будете проявлять здоровый интерес к задачам, вписываться в дедлайны и искренне интересоваться проектом над которым работаете, коллектив примет вас и в роли стажера, и в роли новичка. Чувство юмора и позитивное отношение ко всему сгладит первые дни некомфортного ощущения в новом коллективе», —  считает Владимир Левин, основатель облачного сервиса Slamon.

Вспоминайте прошлый опыт, но не слишком

«Привносите свой предыдущий удачный опыт в сегодняшнюю работу, но не переборщите. Слишком частые высказывания: «А у нас на прежнем месте…» или «А нас учили…» могут действовать раздражающе. И в свой адрес вы рискуете услышать: «А здесь все по-другому», — говорит Светлана Логинова.

Отделяйте теорию от практики

«Не всё, чему учили в институте, можно осуществить на деле. Так, в компании может быть установлено устаревшее ПО, несовместимое с IT-новинками, о которых так увлеченно рассказывали преподаватели. Отсюда — еще одно весьма важное предостережение для стажеров — никогда не ругайте программы и оборудование, установленные в компании. Если знаете что-то действительно лучшее и при этом более экономичное, то деликатно и ненавязчиво опишите все преимущества», — предостерегает Светлана Логинова.

Копите обратную связь и совершенствуйтесь

«Не все ребята, с которыми мне приходилось работать, были крутыми. Но были и такие, которые отлично проявляли себя: быстро обучались, находили общий язык с командой, привносили что-то новое уже во время стажировки, и показывали потенциал. Сейчас они стали отличными сотрудниками. Думаю, что и команда, и стажер получают огромное удовольствие от сотрудничества в таких случаях.

С кем-то мы прощались. Наверное, если обобщить, то это были люди, у которых не было качеств, важных для разработчика, таких как аккуратности в написании кода, аналитического мышления и способности доводить задачи до конца. Конечно, мы даем обратную связь таким людям: что им нужно развивать, над чем поработать и т.д. И я не считаю, что время стажировки было потрачено зря, ведь мы дали возможность человеку попробовать себя в качестве разработчика. Возможно, дали ему направление развития и точки роста», — говорит Алексей Романовский.

Помните — нет ничего невозможного

«Сотрудники крупных компаний частенько говорят: «это невозможно воплотить», увидев какую-то объемную и пугающую задачу. Я советую хорошенько её обдумать, прежде чем отказываться — ведь разобрав задачу детально, вполне возможно понять, что не так уж она и нереальна, хоть и очень трудозатратна. Именно таким путем я заработал хорошую репутацию среди коллег, когда попал в одну очень известную крупную корпорацию. Программирование — крайне гибкая штука, с помощью которой можно воплотить в жизни самые невероятные идеи», — говорит Денис Воротников.

 

Популярные статьи

Новые комментарии