Интервью с геймдев-леди: как превратить хобби в бизнес

Преподаватель GeekUniversity Александра Лютикова рассказывает про геймдев, идеальную команду и источники стабильного заработка.

Истфак или ФИТАЭ

В далеком 2000-м ничто не предвещало моей сегодняшней карьеры. Я училась в английской спецшколе «Созвездие» (сейчас гимназия № 1524). Участвовала в школьных конференциях по литературе и английскому языку. И только учитель информатики, по совместительству преподаватель МИФИ, манил меня задачками по бейсику. Как ни странно, BASIC давался легко, а информатика была одним из любимых предметов, контрольные по которой я решала всему классу. Выбор мой по окончании школы был определен: только программирование. Конфликт с родителями, видевшими меня не прогером в платье, а выпускницей истфака или лингвистом, не сломил мое решение. В итоге я поступила в МГТУ им. Косыгина на факультет информационных технологий, автоматики и энергетики.

Мужская группа и С++

В институте группа была мужская. На нас, девушек, смотрели по началу свысока. Было такое предубеждение, что нам нечего делать в программировании. Типа «иди одежду лучше рисуй». Но со временем это прошло, потому что девушки ничуть не хуже разбираются в сложных вещах. Основной язык для изучения в институте был С++. Языки С и С++ хорошо подходят для решения бытовых задач, создания микроконтроллеров, автоматизации оборудования. Позже, когда я пошла работать, познакомилась с Java и стала его большой поклонницей.

Мой бизнес — геймдев

Я начала работать параллельно с учебой и сразу попала в геймдев. Тогда мне только исполнилось 18 лет. Первым работодателем стала известная компания-разработчик игр «Никита-Онлайн». Меня взяли тестировщиком игр. Я не стремилась специально попасть в эту сферу, но в итоге всю свою сознательную жизнь я занимаюсь созданием игр. У меня давно собственный бизнес в геймдеве. Я любила по ночам порубиться в Doom еще в школе. А теперь на играх я зарабатываю большие деньги. Любимое хобби выросло в любимую работу.

Геймдев — особый мир

Я геймер со стажем. Сейчас испытываю ностальгию, вспоминая тусовки на Чистых прудах. Игровое сообщество особое. Мы встречались в офлайне, и это было удивительно. Один — студент, другой — директор завода, но их объединяет игровой мир. Такие связи остаются на всю жизнь. Многие сыграли свадьбу и перенесли отношения из виртуального мира в реальный.

В современных играх вижу негативную тенденцию — отсутствие действия. Одна из последних популярных игр Heroes Charge по сути просто мультик, который смотрят игроки. Здесь нет стратегии и тактики, не работают законы физики и логики, нет квеста. Мир заполонили корейские и китайские игры, нацеленные на вытягивание денег. Однако люди хотят решать. Они хотят получать в игре ощущение счастья.

Игры под заказ — стабильный заработок

Моя специализация — компьютерные игры. Мы создаем игры по заказу. Например, для одного постоянного заказчика, производителя спортивного инвентаря, создали игру «Уличный боулинг». Игроки сбивают на улице пустые бутылки пластиковым кругом. Игра усложнена тем, что кругом сбить сложнее, чем шаром. Нужно учитывать угол наклона. скорость и другие факторы. Страйк выбить очень сложно. Игра выпущена в трехмерной графике под мобильные устройства.

Или другой популярный проект по идее заказчика. Называется “Bet Tens”, в переводе — Междусобойчик. За виртуальным столом размещаются игроки в количестве до 10 человек, каждому из них присваивается порядковый номер. Каждый кон игроки загадывают числа, которые складываются в общую сумму. Выигрывает игрок, порядковый номер которого равен последней цифре получившейся суммы. Такая игра относится к гемблингу. Но, в отличие от многих азартных игр, здесь невозможны махинации и шулерство. Выигрыш игрока — чистое везение.

Создание игр для сторонних заказчиков упрощает работу. Идея, финансирование и монетизация находятся на стороне заказчика. Команда только отвечает за разработку. Заказов в геймдеве очень много.

Идеальная команда в геймдеве

Для создания мобильной игры нужна команда из семи человек. Можно и больше, но не менее волшебного числа семь.

№ 1.  Гейм-дизайнер — человек, который отвечает за продюсирование и монетизацию игры. Главный вдохновитель и генератор идеи.

№ 2. Технический директор или senior — человек, отвечающий за всю разработку. Он же занимается и архитектурой приложения.

№ 3. Серверный программист — за полгода напишет нормальный сервак.

№ 4. Клиентский программист программирует игровой клиент.

№ 5. Художник интерфейса — создает интерфейс игры.

№ 6. Художник — придумывает персонажей, окружение, карты — мир игры.

№ 7. Тестировщик — ищет все, что можно сломать и нужно починить.

Обычно в геймдеве основной костяк команды — гейм-дизайнер, технический директор и художник. Они работают ради будущей прибыли. Остальные работают за зарплату, что не исключает и индивидуальных условий.

Звук и локализация заказывается у сторонних подрядчиков.

Срок разработки игры — год

Игры делаются долго. Средняя игра для мобильных устройств до версии soft launch (дословный перевод — мягкий запуск) пишется 7-8 месяцев. Версия soft launch  довольно сырая, но игру уже можно тестировать. В нее можно играть. И на этом этапе начинается реклама и продвижение. До создания приличной версии обычно проходит 12 месяцев. Дальше судьба игры зависит от ее поклонников. При хороших финансовых показателях для игры создаются обновления и улучшения. Если экономика игры хромает, дальнейшая жизнь зависит от решения создателей.

Мобильные игры распространяются через GooglePlay и AppStore. Попасть туда не сложно. Нужно лишь купить годовую лицензию разработчика: 25$ для Google и 100$ для iOS и подтвердить права на продаваемое приложение.

Java в GeekUniversity

В GeekUniversity я преподаю практически год. Это трехступенчатый курс по Java и продвинутый курс. В какой-то момент пришло желание поделиться своими знаниями, помочь другим программистам увидеть Java моими глазами, полюбить его так же, как и я. Java незаменима при разработке игр. Это высокоуровневый язык, приложения на котором выдерживают большие нагрузки. Еще мне нравится Java-community, в котором всегда оказывается поддержка. Программистов Java очень много, и ответы практически на все вопросы есть в интернете. Это помогает в изучении языка.

Курс обучает языку с самого начала, поэтому студенты могут приходить с нулевым уровнем. Для каждой группы я открываю чат в Telegram, где всегда можно получить от меня ответы и подсказки. Обычно 95 % группы хорошо усваивают материал. Получаю настоящее удовольствие, когда студенты находят красивое элегантное решение, хотя изначально не понимали базовых вещей.

Каждый уровень — отдельный проект

Я отношу себя к back-end-программистам, но преподаю обе части: серверную и клиентскую. На каждом курсе мы со студентами работаем над отдельным проектом. На первом уровне пишем крестики-нолики, на втором — клиент и сервер для чата. Студенты получают код, который берут за основу и затем дорабатывают его. На продвинутом курсе код уже полностью пишется с нуля. Мы создаем аналог drop-box - облачное хранилище файлов. Готовый проект можно в дальнейшем использовать как портфолио при трудоустройстве или поиске заказчика.

Будущее трудоустройство

С трудоустройством Java-программисты не имеют проблем. Зарплата 150 000 - 170 000 р. — средняя для уровня Middle. Спрос на специалистов большой. Рынок расширяется. Появляется все больше и больше стартапов. Многие программисты пишут свои проекты. А между тем, джависты очень востребованы в корпоративном секторе. Фриланс в обычном понимании не совсем подходит, все-таки Java — долгая разработка. Иногда на настройку среды уходит несколько дней. Конечно, это не сравнится с созданием простых сайтов. Когда за несколько дней уже можно сделать пару визиток.

Заполняйте время важными вещами

Когда меня спрашивают, где я находила время, чтобы хорошо учиться в спецшколе и играть в компьютерные игры одновременно, я отвечаю: ночью. До 9 вечера — учеба, с 9 вечера до 3 часов ночи — игры. Три часа сна и в шесть — подъем. Конечно, такой режим можно себе позволить, пока мы молоды и полны энергии. Сегодня я не советую вместо сна заниматься другими делами. Всегда можно и нужно найти время для важных дел в течение дня. Это всего лишь вопрос самоорганизации. Я веду персональный трекер, куда записываю все дела на день, включая домашние. Все мое время полностью распланировано. Стараюсь исключать убийц времени: соцсети, телевизор, бесполезную болтовню. Если следовать этим правилам, вы поймете, что в сутках намного больше часов, чем вы считали.

Новые комментарии