Курс «Креативное мышление и решение изобретательских задач»

Драмкружок, кружок по фото… креативить мне охота!
11 минут19299

В ближайшее время в GeekSchool запускается новый трёхмесячный курс для детей 6–11 лет — «Креативное мышление и решение изобретательских задач». Программа полностью переосмысливает всем известные творческие кружки и клубы для школьников — и помогает обучать ребят в соответствии с современными реалиями.

Чем отличаются понятия «креативное» и «творческое», как бороться с нежеланием ребёнка учиться и как увлечь детей искусством — об этом мы поговорили с автором и педагогом курса, практикующим художником, скульптором и опытным преподавателем живописи, рисунка и анимации для детей Евгенией Горской.

О принципиальных отличиях курса от традиционных кружков и «художек»

— Евгения, здравствуйте. Скажите, чем креативное мышление отличается от творческого? Или это одно и то же?

— Креативное мышление — более широкое понятие. Это умение мыслить нестандартно и в то же время системно. Оно применимо к любой области знаний, не только к творческим дисциплинам вроде рисования и лепки.

— Чем этот курс лучше классических творческих кружков и художественных школ? В чём он более современный, кроме формата?

— Есть несколько важных отличий.

Принципиальная разница — курс обучает именно умению мыслить креативно, а не просто создавать красивые картинки. То есть мы не просто рисуем на заданные темы, а за три месяца разрабатываем полноценный, связанный, завершённый проект. Начиная с простых упражнений, дети постепенно и последовательно движутся к репрезентативному результату. Это помогает ученикам развивать более широкое, проектное мышление, учит их продумывать действия на несколько шагов вперёд.

Второе отличие — в том, что мы изучаем в первую очередь не конкретные техники и приёмы рисования, а умение в целом находить нестандартные подходы к решению задач и придумывать интересные идеи. Обычные мастер-классы по рисованию и художественные школы этим системно не занимаются, они скорее помогают сформировать умение работать с инструментами. При этом приобретённые на курсе навыки креативного мышления будут востребованы в любых профессиях — но в творческих, конечно, особенно. 

Третье отличие: на курсе даётся максимальное разнообразие современных техник и приёмов рисования. Здесь не будет десятка однотипных натюрмортов гуашью, как в обычной художественной школе. Учащиеся смогут попробовать себя в самых разных направлениях за короткое время — в условиях обычного кружка по рисованию такое бывает очень нечасто.

Четвёртое отличие — в том, как проходит урок. В обычной секции рисования ребёнок может получить рекомендации преподавателя только по ходу занятия. А если ученика осенит классная идея через несколько часов после окончания урока, он уже не сможет её обсудить. У нас же педагог и наставники всегда на связи и могут проверять работы ребёнка тогда, когда он будет готов что-то показать. Это особенно хорошо, если ученик сам по себе неторопливый и ему нужно время на «раскачку».

Наконец, мне кажется важным, что, поскольку занятия проходят онлайн, в привычной для ребёнка среде, он может заниматься совместным творчеством, выполняя домашние задания вместе с братьями, сёстрами или родителями. Так что курс, возможно, положит начало хорошим семейным традициям.

— Скажите, а участие родителей в процессе обучения обязательно?

— Нет, хотя они могут выполнять задания вместе с ребёнком или делать собственные работы. Записи всех уроков будут доступны в любое время — так что не обязательно сидеть рядом во время вебинара, можно заниматься вместе тогда, когда вам удобно.

— Кстати, насколько мне известно, для взрослых часто проводятся тренинги по креативному мышлению, порой весьма небюджетные. Скажите, там разбираются те же самые методики?

— Да, суть этих тренингов в принципе сходна с тем, что будет у нас. Но детям даётся меньше теории, плюс задания сформулированы в игровой форме.

Что делать, если ребёнок не хочет учиться

— Вот вам и «два в одном» — курс и себе, и детям. Дополнительное подтверждение того, что эти знания полезны и во взрослой жизни, в профессиональной деятельности в разных сферах. Но вернёмся к участию родителей в обучении — нужен ли с их стороны «пряник», поощряющий учащегося, или «кнут», если ребёнок капризничает и не хочет учиться?

— В рамках курса предусмотрена внутренняя система поощрения, но родители могут придумать, как ещё поощрить ребёнка за удачно завершённый проект.

Если ребёнок ленится, не хочет заниматься или выполнять задания… Причины могут быть разные. Например, он просто устал и ему сложно сконцентрироваться на новой информации. Тогда, возможно, стоит посмотреть урок в записи в удобное для него время, делая необходимые паузы и выполняя задание постепенно.

Ещё один хороший способ — заняться творчеством самому. Ничто так не мотивирует ребёнка к изучению чего угодно, как мама или папа, увлечённые тем же делом, что и он сам. Так что вдохновляйте юного творца собственным примером — садитесь выполнять задание вместе с ним. Только не стоит исправлять его работу или делать всё за него — работайте над своей версией. Пример родителя, увлечённого творчеством, невероятно заразителен.

— А стоит ли родителям комментировать работы детей? Как научиться делать замечания так, чтобы ребёнок не обижался?

— Прежде всего — помните, что мы говорим об обучении, так что ошибки в процессе естественны, и критика (именно критика) неуместна. Важно хвалить ребёнка за вложенные усилия и старательность, подчёркивать положительные стороны — а, говоря о недочётах, сразу советовать, как их можно исправить. Тогда никто не будет в обиде.

О фрейминге, латеральном мышлении и том, как сочетать проектное мышление и творчество

— Курс призван помочь сделать творческий процесс более организованным и системным. Можете поделиться парой правил и принципов, которые помогут совместить проектное мышление и творческие порывы?

— Проектное мышление не подразумевает скованность мысли или рисование «по шаблону», это не набор запретов и правил. Наоборот, системный подход позволяет двигаться к конечной цели (в нашем случае это финальный проект и его презентация), не боясь объёма работы, а хорошо понимая, какие шаги и в какой последовательности мы предпримем для максимально эффективного достижения цели. С чётким планом действий и пониманием того, что получится, легче добиться полёта фантазии — и при этом остаться довольным и процессом, и результатом.

— В описании программы описывается концепция фрейминга — расскажите о ней поподробнее.

— Фрейм (англ. — рамка) — контекст рассмотрения, с помощью которого можно менять оттенок восприятия рассматриваемого объекта. 

Фрейминг помогает обратить внимание людей на смысл идеи или ту особенность, которую нам бы хотелось подчеркнуть. В изобразительном искусстве фрейминг помогает управлять вниманием зрителя, точно формулировать и подавать идею с помощью правильной композиции, пропорций, гармоничного построения изображения на плоскости и так далее.

 

 — В описании курса также упоминаются теория решения изобретательских задач и латеральное мышление — расскажите, пожалуйста, об этих терминах подробнее.

Теория решения изобретательских задач (она же ТРИЗ) — это набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. Это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поскольку в ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа. Цель ТРИЗ — развитие гибкого мышления и фантазии, способности находить ответы на сложные вопросы изящными и эффективными способами. Именно поэтому ТРИЗ-методика идеально подходит для обучения рисованию.

Латеральное мышление — это умение мыслить нешаблонно, используя для решения задачи максимальное количество подходов, которые довольно часто игнорирует стандартное логическое мышление. Это умение позволяет нам мыслить креативно. То есть это мышление, перенаправленное относительно традиционного.

— Каким же образом можно перенаправить мышление? 

— Это происходит в три этапа: выбор фокуса, генерирование разрыва и установление связи.

Этап 1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое, нужно выбрать область творческой деятельности и направление поиска — другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки невозможно двигаться дальше — и чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое.

Этап 2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий нам нужен разрыв шаблона в рамках установленного фокуса — это главный этап латерального мышления. В идее, сформулированной на первом этапе, важно нарушить логику, так сказать, сделать смещение. Другими словами, нам нужно модифицировать фокус и разорвать выбранный шаблон.

Этап 3. Установление связи. После того как на втором этапе мы получили изменённое, чаще всего абсурдное, суждение, нам нужно уже в нём найти что-то логичное. Это может оказаться довольно трудной задачей — однако результат всё окупит. Именно здесь — настоящее творчество, где мы получаем что-то новое.

Так можно создать множество новых идей и концепций.

О том, как будет строиться обучение

— Скажите, какие материалы понадобятся детям для обучения? В программе есть и коллажирование, и создание объёмных фигур, и пастель… Есть перечень того, что надо заранее приобрести?

— Да, конечно. Перед прохождением курса мы вышлем учащимся полный список всего необходимого, плюс мы будем писать перед каждым уроком, какие материалы понадобятся сегодня, так что можно не приобретать всё сразу, а постепенно докупать нужное. Мы постарались подобрать разнообразные, но в то же время доступные материалы, которые уже есть у многих дома.

Но если чего-то будет недоставать — это повод найти более творческий подход к решению задачи, а не то, из-за чего нужно расстраиваться.

— На занятии вы с учениками будете разбирать задания и давать новый материал, а творить дети будут между уроками, верно?

— Во время вебинара мы будем разбирать домашние задания предыдущего урока, а также изучать теоретическую часть, плюс я буду показывать детям последовательность выполнения задач. Сделать задание целиком за время вебинара возможно, но не обязательно. Это нормально, что кто-то работает дольше, плюс некоторым удобнее сначала посмотреть на процесс выполнения от начала до конца, а лишь потом приступать к работе и делать её в комфортном лично ему темпе.

Мне кажется, это очень удобно, что можно доделать работу дома — а также в любое время выслать педагогу, получать комментарии не только по окончательному варианту, но и промежуточным этапам работы.

— Скажите, у вас уже есть опыт преподавания детям онлайн? Каковы особенности такого формата работы?

— Да, я уже вела занятия для детей онлайн. Часто при обучении в формате онлайн ребёнку сложнее сконцентрироваться — ведь он находится дома, где много интересного: игрушки, телевизор, активности братьев и сестёр, разговоры взрослых, питомцы… В классе же всё располагает к учёбе.

Так что, если вы хотите помочь ребёнку, постарайтесь создать перед занятием рабочую атмосферу: освободите для него стол, наладьте хорошее освещение, подготовьте заранее все материалы (достаньте краски, кисти, наберите воду в баночку и так далее), чтобы юный творец не отвлекался во время вебинара. Также желательно убрать подальше телефон и планшет, выключить или приглушить посторонние источники звука, вроде телевизора или музыки в колонках. Если в доме есть другие дети, попросите их не отвлекать ученика во время урока — и сами старайтесь не вмешиваться в процесс без надобности и помогать только в случае необходимости.

— Сколько учеников будет в группе? Будет ли у ребят какой-то общий чат? Смогут ли они найти новых друзей благодаря курсу?

— Скорее всего, в группе будет в среднем 15–20 учеников. Общий чат будет обязательно — мне кажется очень важным, чтобы дети общались не только с преподавателем и с наставниками, но и между собой. Возможность обсуждать материал курса в кругу сверстников будет помогать в обучении — и, конечно же, так ребята найдут друзей и единомышленников.

О современных детях и искусстве? или Что сделать, чтобы ребёнок не скучал в музее?

— Во время обучения вы планируете приводить примеры из изобразительного искусства. Скажите, работы каких мастеров нравятся детям?

— Дети зачастую более чутки к произведениям искусства, чем взрослые. Многие картины в музеях, которые взрослый человек обойдёт вниманием, могут привлечь ребёнка. Дети понимают авангард и кубизм, современное искусство тоже обычно находит у них хороший отклик. Из более академических направлений им обычно нравятся импрессионисты, средневековое искусство и декоративная живопись.

— Как заинтересовать ребёнка историей искусств? Все ведь помнят группы скучающих школьников в музеях — что их педагоги делают не так?

— История искусств — это огромное поле информации. В нём очень много интересного — но и достаточно скучного даже для взрослых, так что всё зависит от того, на чём педагог делает акцент. Одни и те же произведения и авторов можно преподнести совершенно по-разному.

— Кстати об искусстве для детей. У вас большой опыт работы в сфере анимации — скажите, изменилось ли что-то в сфере творчества для детской аудитории? Можете выделить какие-то тенденции?

— Изменений много. К примеру, все самые популярные у нынешнего поколения детей мультфильмы нарисованы на компьютере, так что кукольное или пластилиновое кино им непривычно и знакомить с ним нужно аккуратно. Плюс повествовательная канва истории всё чаще уходит на второй план по сравнению с движением и экшеном. Наконец, дети стали более самостоятельными, поэтому им с малых лет очень интересны интерактивные книги, мультсериалы, спектакли и игры.

О том, как курс может повлиять на будущее

— Вы уже много лет обучаете детей творчеству — скажите, есть ли среди них те, кто выбрал профессию, связанную с искусством?

— Да, очень многие мои ученики после таких занятий решили связать свою жизнь с творчеством — поступили в художественные колледжи, училища и институты. Кое-кто из старших учеников (я преподаю более 10 лет) уже получил образование и работает по профессии. Среди них есть ребята, которые решили стать дизайнерами, архитекторами, иллюстраторами, аниматорами и живописцами.

Я всегда стараюсь поддержать учеников в их выборе, даю им рекомендации по поступлению и подготовке, общаюсь с родителями. Если у ребёнка есть талант и отличные способности, он хочет быть дизайнером или художником, но мама или папа против, то порой приходится плотно общаться с родителями и объяснять им, насколько сейчас востребованы эти специальности.

Впрочем, и те из моих учеников, кто не связал жизнь с искусством, не жалеют, что в детстве занимались творчеством. Для одних это интересное хобби, для других — отличное средство борьбы со стрессом, а третьим просто помогло развить моторику и научиться мыслить нестандартно и свободно. Ну и, естественно, человек, который с детства контактировал с искусством, и во взрослом возрасте не будет скучать в музее или на выставке. Ребёнок станет образованной и многогранной личностью с разнообразными интересами — и не важно, работает ли он веб-дизайнером, хирургом или инженером. И это меня как преподавателя не может не радовать.

Узнать больше подробностей и записаться на обучение вы можете на странице курса. Ждём вас и ваших детей!

geekschoolcreativity
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!