Блог

Как стать дизайнером с нуля

Краткий обзор инструментов и навыков для тех, у кого пока нет никакого дизайнерского опыта
8 минут8321

Источник: 99designs.com

Каждый год издания публикуют подборки исчезающих профессий. В основном это специальности, не связанные с диджитал-средой, в которых человека уже способны заменить технологии — к примеру, оператор колл-центра, бухгалтер, копирайтер, журналист, риэлтор, турагент, юрист. 

Чтобы в будущем не пришлось сидеть без работы, хорошо успеть запрыгнуть в поезд востребованных в современном мире профессий. Биоинженер, проектировщик и техник 3D-печати, оператор дронов, дата-сайентист, специалист по нейросетям — все они сами по себе намекают на что-то высокотехнологичное. Но в этот перспективный ряд можно смело поставить и более привычные для нас профессии — например, профессию дизайнера. 

В этом материале мы решили собрать и обобщить важные навыки, которые стоит иметь любому дизайнеру по умолчанию, вне зависимости от его специализации и системного образования. 

Насмотренность 

Причина, по которой существуют сайты вроде Pinterest, — коллекционирование референсов и развитие насмотренности. Особенно ценно это для такой «визуальной» профессии, как дизайнер. Как бы наивно это ни звучало, важно уметь изучать мир вокруг и вдохновляться работами других. К тому же конкурентная среда — это дополнительный стимул. 

Многие рекомендуют начинающим дизайнерам копировать работы, которые зацепили. Автор заметки How To Become An Awesome Designer In 365 Days приводит интересные аналогии. Если вы занимаетесь в спортзале, значит, точно видели людей, которые тренируются каждый день и постоянно развивают ловкость, координацию, выносливость. То же самое с музыкантами и танцорами: они повторяют композиции или связку до тех пор, пока не начинают исполнять их по памяти. Практика помогает учиться новому и усваивать информацию: в мозг создаются новые нейронные связи, и мы начинаем видеть проблему в новом свете. Насмотренность и копирование помогают развивать творческие способности.

В статье Ильи Сидоренко описана главная ошибка дизайнера — забывать, что такое дизайн, слишком увлекаться визуальной частью вместо решения реальных проблем. Илья цитирует руководителя портальной дизайн-команды Mail.Ru Group Юрия Ветрова: «Главная ошибка начинающих дизайнеров — это упор на рисование экранов вместо того, чтобы думать об общей картине (бизнес-задачи, сценарии взаимодействия и ожидания пользователей)». Чтобы видеть задачу, а не просто рисовать мокапы, тоже нужна насмотренность.

Ещё можно вспомнить слишком часто цитируемую фразу Стива Джобса «Хорошие художники копируют, великие — воруют». Автор статьи Bad artists copy, great artists steal — or, how to become a great designer подробнее рассматривает эту фразу и пишет, что разница между копированием и воровством — в намерении, и во втором случае это намерение всем только на пользу. 

Копирование дизайна — это имитирование ради сходства. А воровство — это когда дизайнер признаёт ценность продукта и берёт оттуда фишки, которые точно улучшат его продукт. В качестве примера копирования автор приводит выемку на экране iPhone X, которую большинство производителей потом просто скопировали. А пример «кражи» — когда японские дизайнеры поездов вдохновились строением клюва птиц и решили применить это в создании сверхскоростных экспрессов

.

Дизайн скоростного поезда — результат насмотренности японских дизайнеров. Источник: Medium

Рекомендуем почитать. 10 сервисов для развития вкуса. Подборка сайтов, которые помогут не теряться в информационном потоке, развивать насмотренность и понимать тенденции дизайна и разработки.

Основные инструменты

Стать дизайнером можно и с нулевым бэкграундом, но желательно для начала обучиться базовым навыкам работы в основных программах. Какая именно вам пригодится в работе, зависит от конкретной специальности. Графический дизайнер чаще имеет дело с Adobe Illustrator, веб-дизайнер делает макеты в Figma или Sketch. Photoshop, так или иначе, нужен всем.

Бывший дизайнер Microsoft Карен Ченг получила работу без специального образования и училась по ходу работы. В своём блоге она рассказала о программных инструментах, которые стоит освоить в первую очередь.

Illustrator. Многие дизайнеры рекомендуют начать с этой программы, а только потом перейти к освоению Photoshop. Именно Illustrator используется при создании логотипов и иконок. Сейчас можно найти множество ютуб-каналов и сайтов с туториалами, платными и бесплатными — например, Карен Ченг рекомендует эти онлайн-уроки: Creating an Environmentally Friendly Green Type Treatment и How to Create a Landscape Wallpaper for your Desktop. В первом научат делать проработанный векторный логотип, во втором — нарисовать обои для рабочего стола с пейзажем. Ещё Карен советует две книги: Adobe Illustrator Classroom in a Book и Vector Basic Training.

Photoshop. По этой программе есть множество обучающих материалов, и необходимые можно подобрать самостоятельно. Вот что рекомендует Карен Ченг: сайты PSDTuts и TutsPlus, мануалы по созданию приложения и макет сайта

Sketch. Название программы говорит само за себя. Это одно из самым популярных приложений для любого направления в дизайне: направляющие и сетки, прототипирование и инструменты для предпросмотра мобильных прототипов, работа с вектором, даже работа с кодом.

Figma. Относительно новый инструмент для дизайна и главный конкурент Sketch. Её используют в основном для командной работы: несколько человек в реальном времени могут работать над прототипом. Если освоите Sketch, то без проблем сможете работать в Figma и наоборот. 

After Effects. Это программа для создания презентаций с анимированной графикой и эффектами. С её помощью дизайнер сможет анимировать свои макеты.

Кстати, для обучения на нашем факультете дизайна не нужны профильные знания и умение работать с софтом — студенты осваивают нужное в процессе. Вот инструменты, которые выпускник GeekBrains осваивает в ходе обучения:

Рекомендуем почитать. Программы для веб-дизайнера: где рисовать сайты. Обзор инструментов для создания макетов.

Навыки

О дизайнерской базе знаний мы уже писали: о том, где можно обучиться типографике и вёрстке, узнать о правилах построения композиции и сетки, значении текста и редактуры в дизайне и о том, что поможет дизайнеру вовремя справляться с работой. Здесь расскажем о более общих навыках, которые полезны любому творческому человеку. Эти навыки помогут развить дизайн-мышление, понимать аудиторию и долго оставаться в профессии.

Дэвид Шмидт, бизнес-дизайнер и диджитал-консультант, много пишет о скиллах бизнес-дизайнера. Бизнес-дизайн помогает творчески осмыслить бизнес-модель любого проекта. Понимание его принципов пригодится всем, кто планирует когда-нибудь начать работать в компании или над своим проектом.

Вот четыре навыка, которые рекомендует прокачивать Дэвид:

  • Умение исследовать клиентов и пользователей. Дизайнер должен уметь «докапываться» до сути работы компании, рынка и отрасли. Методы могут быть любые — встречи с заказчиком, информация с их сайта, внутренние документы компании, Гугл, в конце концов. Это поможет определить ценность дизайн-решений. Дэвид пишет, что однажды задержал одного банковского эксперта прямо в холле гостиницы, чтобы поговорить о влиянии сервисов на банковскую индустрию. 
  • Понимание рынка и бизнеса. Дизайнер должен понимать, как устроен рынок: какие основные игроки, особенности отрасли, что обычно предлагают пользователям. Настоящий дизайнер понимает область, в которой работает, видит связи с другими отраслями и замечает новые тенденции на раннем этапе.
  • Умение понимать и строить сложные системы. Дизайнер анализирует бизнес-модели и создаёт собственную. Он понимает, как и для кого заказчик создаёт ценность, какие у него потенциальные новые сферы, как можно использовать уникальные особенности его бизнеса в дизайне.
  • Умение тестировать дизайнерские концепции. Дизайнер знает, как проверить свой дизайн, прежде чем заказчик начнёт его внедрять. Следовательно, бизнес-дизайнер обладает аналитическим мышлением и глубоким пониманием того, как анализировать ошибки. Он знает, как оценить дизайн и какие уроки извлечь из тестов.

Мы добавим к этому списку ещё тройку скиллов:

  • Основы графического дизайна. Если планируете стать графическим дизайном, для начала хорошо бы научиться базовым навыкам рисования. Карен Ченг рекомендует книгу You Can Draw in 30 days, в которой научат рисовать за месяц через ежедневную практику, если уделять этому полчаса в день. Ещё есть книга Picture This — она основана на сказке и в лёгкой форме учит основам рисунка и графдизайна. А вот подборка из 50 бесплатных уроков на английском, с которых можно начать новичкам. 
  • Основы UX. Не нужно глубоких знаний об индустрии и знакомства с «Ководством» Артемия Лебедева, чтобы понимать, что дизайн — про пользу, а не красивые картинки. Вот книги про суть дизайна и его полезное действие для пользователя, с которых рекомендует начать Карен — The Design of Everyday Things и Don’t Make Me Think.
  • Умение учиться. В любой творческой профессии это главный навык. Без умения учиться не получится достичь необходимого уровня насмотренности: чтобы дизайнер был в курсе трендов и понимал, как решить проблему разными способами, нужно изучить сотни работ и вещей вокруг.  Здесь помогут дизайнерские ресурсы вроде Behance, Dribbble, Awwards, Pinterest, блоги дизайн-студий. 

Источник: www.mann-ivanov-ferber.ru

Если вы хотите стать графдизайнером, придётся интересоваться и другими областями знаний. К примеру, в статье «Шесть успешных бизнес-моделей» мы разбирали кейсы реальных компаний, дизайнерам которых благодаря пониманию того, как устроен бизнес, удалось найти удачные решения. А в тексте «Инклюзивный дизайн: кому и зачем это нужно» рассказали, как решения дизайнеров влияют на возможности людей и почему важно уметь делать дизайн, доступный всем. 

Рекомендуем почитать.

Портфолио

Важный пункт — сделать портфолио. Если у вас нет реальных проектов и вы только начали осваивать пару программ, ничто не мешает сделать портфолио с тестовыми работами. Вот лайфхаки от продакт-дизайнера Марины Поповиченко:

  • Переделайте какой-нибудь устаревший или неудобный сайт. Сделайте продуманный, удобный и приятный глазу интерфейс, используя навыки, которым обучились.
  • Придумайте сами себе задание. Или откройте любую фриланс-биржу и возьмите простенький заказ, чтобы отточить навыки и попробовать работу с реальным заказчиком. Если всё пройдёт хорошо, эту работу можно положить в портфолио. 
  • Делайте всё, что душе угодно. Портфолио для себя не ограничено рабочими проектами, можно придумать много всего: разрабатывайте принты для футболок, сделайте редизайн приложения, которым пользуетесь каждый день, Попробуйте сделать что-нибудь небольшое на бирже 99 designs, выполните упражнения из книги Creative Workshop, найти местную компанию, которая вам нравится, и предложите им безвозмездную помощь.

Портфолио советуем разместить на Behance, Dribbble, макеты приложений — на pttrns, веб-дизайн — на patterntap

Рекомендуем почитать.

Дизайнер может заниматься вебом, мобайлом, печатными материалами, может рисовать, проектировать и делать множество других связанных с дизайном вещей. Всему этому можно научиться на разных факультетах и профессиях GeekBrains:

Кроме того, можно пойти просто на факультет дизайна GeekBrains, где мы обучаем базовым навыкам, полезным в любой специальности, которую вы захотите выбрать после обучения. Для поступления нужно только ваше желание — можно прийти на курс, даже если про дизайн вы знаете только то, что прочитали в этой статье. 

дизайнdesign
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup