Как развивать хобби-проект (пет-проект): ошибки и выводы 

Как развивать хобби-проект (пет-проект): ошибки и выводы 

Анализируем, с чем можно столкнуться и как не бросить начатое
13 минут5751

Здравствуйте, дорогие читатели! Это Антон, основатель портала для слепых и слабовидящих геймеров Blind Games. Вы уже могли видеть мои статьи о создании радио и защите сервера. Сегодня я поделюсь опытом развития некоммерческого проекта в условиях, когда проще всё бросить. 

Чтобы воплотить свою мечту о сайте с играми для незрячих, мне пришлось пройти через нехватку знаний и средств, кризисы в команде, атаки на сервер, потерю данных, проверки со стороны ФСБ и МВД. Надеюсь, мой пример поможет вам избежать ошибок и правильно подготовиться к работе над проектом.

Предыстория, или Mortal Kombat вслепую

Я, человек тотально слепой, рос в окружении зрячих детей. И когда рядом с нашим домом открыли компьютерный клуб, мы стали просить у родителей на мороженое, а сами бегали играть на PlayStation и ПК. 

Первый игровой опыт был не слишком воодушевляющим: я жал на все кнопки, пытаясь понять, как играют другие. Но потом друг объяснил мне, как перемещаться и наносить удары в Mortal Kombat, и началось! Вскоре я уже различал бойцов по голосам и улавливал, с какой стороны экрана находится противник. Спустя ещё несколько месяцев друзья отказывались садиться со мной за MK, потому что проигрывали. Иногда незнакомые ребята спрашивали, как я играю, не глядя в монитор, и предлагали поединок. Я с большим удовольствием «рубился» со всеми желающими. Это были незабываемые ощущения.

А это уже наши дни. Демонстрирую доступность Mortal Kombat 11. Сообщения читает программа экранного доступа

Позже я на слух пробовал GTA, Tekken, Driver и Max Payne. Когда нужно было стрелять, целился в ту сторону, откуда доносились выстрелы или шорох. Для игр на ПК в клубе мне выдавали наушники, а вот с PS было сложнее — чтобы слышать весь игровой процесс, приходилось садиться чуть ли не вплотную к телевизору, ведь ребята вокруг тоже играли и было довольно шумно.

В 10 лет я уехал учиться в школу-интернат для слепых, так что проводить время в прежней компании уже не мог, да и клуб тот со временем закрыли. Но мой интерес к играм перерос в желание знакомить с ними других слепых людей, делиться информацией и обмениваться впечатлениями. В то время в рунете очень не хватало сведений о том, как незрячие могут играть, какие игры доступны и где их брать. А английского я почти не знал — учил немецкий.

Идея создать проект для русскоговорящих незрячих игроков окончательно созрела у меня в 2012 году, когда я ещё ничего не знал о веб-разработке. Начал я с баловства на платформе Ucoz, где собрал свой первый (и ужасный) тестовый сайт. Затем нашёл учебник HTML, освоил базовую вёрстку и стал глубже вникать в сайтостроение.

Как я работал над проектом пять лет назад, ещё в интернате. Репортаж «Вести Оренбуржья»

Старт и трудности роста

Запустить сайт, который станет посещаемым, — это даже не полдела, а только прелюдия к тому, что вам предстоит. Чем успешнее начало, тем скорее вы столкнётесь с проблемами роста и тем меньше будете к ним готовы. Поэтому, если вы дорожите своим временем и силами, начинайте долгосрочный хобби-проект с финансового и организационного планирования. 

Продумайте следующие моменты.

Доменное имя. Выбирайте его с учётом аудитории, среди которой собираетесь продвигать проект. Поисковые машины учитывают регион домена при формировании выдачи. Важно, чтобы регулярная плата за имя была для вас необременительной. Крайне неприятно потерять уже раскрученный домен из-за длительных перебоев с оплатой.

Хостинг или VPS. Ещё одна статья расходов, от которой не уйти, если вы делаете собственный интернет-сервис или портал. Рекомендую выбирать решение с запасом производительности — чтобы не пришлось лишний раз переезжать, когда сайт окрепнет и наберёт популярность.

Система управления контентом (CMS). Выбирайте бесплатную, например Wordpress или Drupal, либо пишите свою, если есть знания. Главное — не связывайтесь со взломанными проприетарными решениями, которые можно встретить на сайтах с «бесплатными» ресурсами для веб-мастеров.

Необходимость доработок. Учитывайте, что вам наверняка придётся вносить какие-то правки в шаблон сайта. Возможно, вы даже захотите написать свой.

Правила. Составьте инструкции для модераторов и администраторов проекта, чтобы избежать ситуации, когда каждый придумывает правила и действует по своему усмотрению. Не забудьте и об условиях использования сайта для посетителей. Всё должно быть ясно и прозрачно: не увлекайтесь длинными предложениями и тяжёлыми оборотами. Они не добавят документу юридического веса, но побудят многих бросить чтение на середине.

Планируйте особенно тщательно, если рассчитываете «первое время» обходиться нулевым бюджетом. Мне приходилось начинать проект стихийно, и несколько раз его судьбу решал счастливый случай, который мог и не произойти.

Как это было у меня

В 2014 году я встретил трёх единомышленников, и вместе мы запустили сайт Blind Games. Главным источником контента для нас был англоязычный портал AudioGames.net с огромной базой текстовых и звуковых игр, доступных слепым. Мы публиковали описания к играм, которые переводили или составляли сами, а ещё записывали подкасты с обзорами и прохождениями.

Естественно, первые трудности в развитии сайта были финансовыми. Я на тот момент не так давно стал сиротой, жил в интернате и не располагал свободными средствами. Остальные ребята были младше меня, и их родители не горели желанием оплачивать что-то непонятное в интернете. Поэтому начинать пришлось с бесплатного хостинга. Неизбежные траты догнали нас позже, и об этом я ещё расскажу.

Вторым вопросом на повестке стала техническая реализация сайта. Мы пошли по простому и неправильному пути: взяли готовую CMS DLE и, не вникая в юридические детали, начали править JS-код и HTML-шаблоны страниц, чтобы сделать их удобными для незрячих пользователей. Я был настолько увлечён идеей, что по невнимательности скачал движок с пометкой «бесплатно» из неофициального источника. Потом я начал изучать PHP, полез править и дополнять функции CMS. Короче говоря, мы успели проделать большую работу, прежде чем получили от DLE уведомление, что используем CMS незаконно. Разработчики движка культурно попросили нас заплатить и между прочим сообщили, что обратятся в суд.

Стоимость лицензионной DLE оказалась неподъёмной, и мы уже собрались закрывать проект, когда один пользователь предложил помощь. Это был первый донат за полтора года существования Blind Games, и он пришёл в решающий момент! Нам было неловко, зато из истории удалось выбраться без потерь и судебных разбирательств.

Поэтому очень вам рекомендую при выборе инструментов и контента для проекта в первую очередь проверять условия их использования. Всё бесплатное скачивайте только с официальных сайтов, даже если «левую» ссылку прислали знакомые. Ведь помимо вирусов можно нарваться на проблемы с законом.

Финансовый отбор

Когда о Blind Games заговорили в рассылках для слепых пользователей и число посещений сайта превысило 200 в сутки, хостер стал настаивать, чтобы мы перешли на платный тариф. Из-за этого в команде возникли разногласия и два человека покинули проект.

Нас осталось двое — тех, кто нашёл возможность скинуться на недорогой хостинг-тариф. Забавно, что мы со вторым администратором были тёзками, поэтому подкасты начинали в духе: «Здравствуйте. У микрофона два Антона, и мы расскажем вам...».

После семи месяцев совместной работы, когда все затраты и задачи делились на двоих, мы почувствовали активную поддержку аудитории. Во-первых, нам стали присылать бесплатные игры, которые мы после модерации размещали на сайте. Во-вторых, один пользователь предложил регулярную помощь с модерацией материалов и оплатой хостинга. Вокруг сайта формировалось сообщество, для поддержки которого мы сначала открыли форум и Skype-конференцию, а затем — отдельный голосовой портал.

В общем, мы неплохо развивались. Я выдвинул Blind Games на областной конкурс Oren info, где он занял первое место в одной из номинаций и получил грант в размере 30 000 рублей. Большая часть этих денег ушла на годовую оплату домена, хостинга и дорогущего движка DLE. Но счастье длилось недолго — вскоре авторы CMS сильно подняли цены на лицензии.

Деваться было некуда. Мы понимали, что даже если наберём необходимую сумму один раз, не сможем повторять этот подвиг ежегодно. Пришлось переносить сайт на WordPress и фактически остановить его развитие и наполнение почти на год. Мы долго пытались компенсировать уже привычные преимущества DLE, но удалось это лишь отчасти.

Ищем свой путь к аудитории

По очевидным причинам ни я, ни помощники-администраторы не могли обеспечить проекту визуальное оформление. Часть грантовых денег я потратил на услуги фрилансеров, которым заказал оптимизацию сайта для слабовидящих. Сложно курировать работу дизайнеров, когда не видишь результат и не представляешь, как он должен выглядеть. Сделать дизайн, одинаково удобный как для слабовидящих, так и для тотально слепых людей, увы, так и не получилось. Каждая новая версия собирала очень противоречивые оценки посетителей. 

Но мы пошли другим путём! Когда проекту исполнилось три года, на сайте в дополнение к текстовому чату и Skype-конференции заработал голосовой портал на базе приложения TeamTalk. Это как TeamSpeak, но со специальной версией для незрячих.

Мы начали проводить на голосовом портале мероприятия и встречи с интересными людьми. Например, к нам в гости приходил известный чтец аудиокниг Владимир Князев. К тому же мы демонстрируем доступный незрячим софт, в том числе для мобильных устройств на iOS и Android.

Ещё мы запустили YouTube-канал, где стримим звуковые и графические игры, выкладываем прохождения и уроки. Особый интерес у аудитории вызвали «лайфхаки» — инструкции о том, как приноровиться к той или иной видеоигре, чтобы пройти её вслепую.

Конфликты в команде

К сожалению, когда дела уже шли в гору, второй Антон перегорел и ушёл из проекта. С тех пор я не раз убеждался, что бесполезно удерживать и пытаться мотивировать человека, который потерял интерес к общей задумке. Это только обостряет ситуацию. Чтобы вовремя обновлять сайт и приходить на помощь пользователям, я взял в подмогу нескольких администраторов и модератора.

Для отбора в команду я использую три основных критерия.

Долговременная активность. Я сразу предупреждаю кандидатов: кто не работает, тот не админ. В команде нет мест, на которых можно делать что-то лишь изредка. Специфика проекта в том, что у нас всегда должен быть дежурный администратор и модератор, который вовремя поможет пользователю. Поэтому никто из администрации не может сказать: «Вот это я буду делать, а это — нет». Есть минимально необходимый объём работ, который мы делим на всех. И лучше всего подбирать админов из числа постоянных активных участников.

Уравновешенность и беспристрастность. Админу и модератору на время общения с пользователями приходится отстраняться от личных симпатий и антипатий. В любительских некоммерческих проектах это особенно тяжело, потому что здесь люди чувствуют себя скорее в кругу приятелей, чем на работе. Но правила нужны проекту не для галочки — только их соблюдение всеми без исключения позволяет поддерживать в сообществе «тёплую ламповую атмосферу». И если админ игнорирует нарушения со стороны друзей, это обязательно возмутит остальных пользователей. К счастью, люди в нашей команде это отлично понимают.

Цель, не связанная с самооценкой. По моим наблюдениям, если человек пошёл в админы ради лычки и дополнительного внимания пользователей, он устанет и выгорит уже через два-три месяца. Потому что как бы тебя ни хвалили вчера, сегодня придётся решать новые задачи и встречать новых пользователей. Если нет мощного внутреннего стимула и нагрузку ничто не компенсирует, в человеке быстро копится раздражение. Поэтому проще работать с людьми, которые приходят за опытом и знаниями, а также ради сохранения проекта, но не за «славой».

Пользователи: коварство и любовь

Когда вы запускаете проект не только для себя и друзей, надо понимать, что вне зависимости от темы и содержания у него найдутся враги. Даже если вы предлагаете что-то полезное бесплатно, это не остановит отдельных людей от попыток уничтожить или обесценить ваш труд.

Казалось бы, Blind Games создан в помощь незрячим игрокам и не касается «взрывоопасных» тем. Политические дебаты на всех площадках проекта запрещены. Что может пойти не так? Но на меня уже писали заявление в силовые ведомства — будто я распространяю экстремистские статьи и призываю людей к чему-то плохому. Особый упор делался на то, что доступ к моему сайту есть у детей.

Проверка на экстремизм

Проверка со стороны ФСБ длилась около трёх месяцев. Команде проекта запретили что-либо менять в содержании сайта: удалять, редактировать или добавлять материалы. Пояснений от нас не требовали, всё смотрели сами. Я отдал данные от FTP и админской учётки и ждал. Естественно, ничего крамольного проверяющие не выявили и дела не возбудили.

Заявления о клевете

Около двух месяцев назад я столкнулся с ещё более экзотическим случаем. Один пользователь внезапно подал на меня заявление в МВД РФ. Якобы я оклеветал его, оскорбил по национальному признаку, и вообще на моём сайте хранятся кряки и активаторы. А начиналось всё так.

Примерно в 2015 году один юзер прислал нам игру собственной разработки. Мы всегда проверяем поступающие файлы, чтобы уберечь пользователей от вредоносной ерунды. Когда всё долго идёт гладко, начинаешь расслабляться. В тот раз я проверил материал не на виртуальной машине, как обычно, а на личном компе. По закону жанра, файл оказался заражён. Вирус начал в ультрабыстром режиме портить всё, что хранилось на HDD и флешках. Мы с командой потратили уйму времени в надежде восстановить данные, но ничего не получилось.

После переустановки системы я опубликовал на форуме проекта предупреждение, что этот человек прислал вирус, и призвал пользователей быть осторожными в файлообмене с ним.

Злоумышленник быстро откликнулся, обвинил меня в клевете и потребовал доказательств. Я представил результаты проверки файла сервисом VirusTotal, забанил человека на проекте и вскоре забыл об этой истории. 

В марте 2020 года мне позвонили из полиции. Поскольку доброжелатель не был уверен, где именно я живу, он направил заявления в два города. Сначала за разъяснениями ко мне обратились сотрудники одного отдела, а потом повторно приехали из другого.

Рассказываю о произошедшем у себя на YouTube-канале

Я не стал отказываться от объяснений. Предоставил всю информацию о заблокированных IP-адресах, один из которых был статическим и принадлежал заявителю. Также я предоставил старые результаты сканирования, где была вся информация о заражённом файле и о том, когда он был загружен на проверку. Два раза полицейские фиксировали мои объяснения и уезжали. Общались корректно, соблюдали все формальности: зачитывали мои пояснения, перед тем как я их подписывал, текст показывали зрячему человеку с моей стороны, который тоже ставил свою подпись.

У меня складывалась впечатление, что ситуация уляжется сама собой, а объяснения нужны только как аргумент для отказа заявителю. Но вскоре мне позвонил следователь и сообщил, что в отношении меня проводится проверка на предмет возбуждения уголовного (!) дела по статьям 128 и 272 УК РФ. И хотя я понимал, что обвинения полностью голословны, где-то вдалеке маячил суд по конкретным статьям с реальными сроками. Пришлось обратиться к адвокату, который направил правоохранителям необходимые запросы. После этого, как я понимаю, прокуратура отказалась возбуждать дело по ст. 272. Сейчас ждём решения СК по второй статье.

Какой отсюда вывод?

Завёл проект – найди адвоката

Если вы зарегистрировали на своё имя домен и хостинг или просто ведёте сколько-нибудь посещаемый проект, заранее подумайте о юридической поддержке на случай конфликтных ситуаций. Убедитесь, что в вашей записной книжке есть ФИО и телефон толкового адвоката. Даже если вам кажется, что ваш проект рождает только позитив, контент полностью легален и ни у кого нет оснований вас преследовать. Жизнь полна сюрпризов! И лучше, если проблема не станет шоком для вас и ваших близких.

Политика работы с пользователями

Каждый присланный материал нужно проверять в два этапа. Да, это требует времени, но гарантирует безопасность сообщества и вашего оборудования. Сначала загружаем файл в онлайн-сервис VirusTotal.com для проверки всеми популярными антивирусами за один раз. Дальше сохраняем ссылку на результаты сканирования — на всякий случай. Даже если файл в порядке, рекомендую запускать его только на виртуальной машине.

При любом конфликте с пользователем и добавлении его в бан-лист обязательно сохраните текущую копию базы данных и логи. В случае чего вы сможете предоставить информацию правоохранительным органам.

Я регулярно делаю бэкап и храню данные проекта хотя бы 3–4 года.

В конфликтной ситуации не отвечайте оскорблением на оскорбление. Если пользователь нарушил правила и образумить его не удалось, без препирательств блокируйте его в соответствии с правилами проекта. Бессмысленно тратить нервы и раздувать пламя конфликта, если дело всё равно закончится баном.

Несмотря на инциденты с отдельными пользователями, я благодарен сообществу за активность и поддержку, без которой Blind Games мог бы давно закрыться.

P. S.

Перипетии и форс-мажоры, через которые пришлось пройти за шесть лет развития проекта, многому меня научили. Но вопросы по-прежнему возникают регулярно, ведь мы все работаем в меняющихся условиях. 

Почему я не бросаю проект, даже когда обстоятельства располагают к апатии. Благодаря Blind Games я научился работать с аудиторией и командой, нашёл новых друзей, которые не дают опускать руки и всегда поддерживают. Есть много адекватных и благодарных пользователей, которым проект помог. В данном случае игры — не только развлечение, но и тренировка слуха, пространственного ориентирования, реакции. Иногда мне даже пишут родители юных игроков, довольные, что их ребёнок пользуется сайтом.

Когда чувствуешь ответственность и знаешь людей, которые нуждаются в проекте, вопрос о его остановке или закрытии отпадает сам собой.

Буду рад услышать о вашем опыте и ответить на вопросы. Удачи в реализации ваших задумок!

Самоизоляция заканчивается — самое время освоить новую профессию, чтобы начать карьеру мечты и уверенно смотреть в будущее! Мы хотим помочь вам и с 1 по 10 июля 2020 г. дарим скидку 40% почти на все программы обучения GeekBrains. Будьте здоровы и успешны! :)

 

программированиеweb
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup