Как бороться с техническим долгом при работе над продуктом

Что делать, чтобы уменьшить или предотвратить проблемы

Мы все представляем себе, что такое финансовый долг, но что такое долг технический? Википедия даёт неплохое определение: «это накопленные в программном коде или архитектуре проблемы, связанные с пренебрежением к качеству при разработке программного обеспечения и вызывающие дополнительные затраты труда в будущем».

Мы стараемся избавиться от финансовых долгов, но с техническим долгом всё может быть не так просто — и с этим наверняка согласится любой продакт-менеджер.

Дженна Бастов, соосновательница сервиса ProdPad и тренинговой компании Mind The Product, утверждает, что технический долг — это неотъемлемая часть работы над продуктом, которой совершенно не стоит опасаться. В своём докладе на конференции Mind the Product Engage Manchester 2020 Дженна рассказала о правилах и приёмах, которые помогают уменьшить технический долг и его влияние на работу. В этом посте мы выбрали основное.

Молчание усугубляет «долговую яму»

Политика замалчивания чревата тем, что в один момент все долги свалятся на плечи сотрудников как снег на голову. Именно поэтому для продакт-менеджера важно общаться с командой открыто, не пытаясь оградить её от трудностей, с которыми сталкивается компания. 

Коммуникация — это ключ ко всему. То, как вы общаетесь с заинтересованными сторонами и с заказчиками, определяет успех бренда на рынке, то, как вы общаетесь с отделом продаж и с разработчиками, определяет качество вашего продукта.

Наличие долга — это повод для компромисса

В технологической отрасли основатели компаний часто идут на уступки под влиянием команды или заказчиков. Они выбирают компромиссные решения, чтобы внедрять инновации и при этом сохранять скорость и эффективность работы. Это естественная ситуация, уверяет Дженна, главное в ней — своевременно измерять и контролировать технический долг.

Если же уделить накопившимся обязательствам недостаточно внимания, то ситуация может выйти из-под контроля. Обычно это происходит, когда у членов команды нет общего понимания процессов и они действуют разрозненно.

При этом долг стоит воспринимать не как проблему, а как дополнительную возможность для роста: например, можно ускорить процесс работы над проектом или же изменить подход к качеству продукта, чтобы протестировать спрос и, возможно, расширить целевую аудиторию.

Дорожная карта может провоцировать накопление долга

Дедлайны — это ещё один потенциальный источник технического долга. С одной стороны, их соблюдение дарит команде чувство удовлетворения, но с другой стороны — чем больше планов и задач появляется в компании, тем сложнее их отслеживать даже с помощью дорожной карты. 

Вместе с масштабом бизнеса чаще всего растёт и долг, который становится всё сложнее и сложнее контролировать. В итоге мы имеем дело с дорогими корректировками, недоделанными продуктами и ошибками в документации. Среди сотрудников растёт уровень стресса, а дальше не за горами и реструктуризация, которая вполне может грозить стартапу банкротством.

Как бороться с накоплением долга: практические советы

Рассмотреть причины — это полезно. Давайте теперь посмотрим, что можно делать.

Не гонитесь за идеальным результатом

Вы можете попытаться создать самый лучший во всех отношениях продукт, но, скорее всего, такой продукт устареет ещё до момента запуска. Стартапу достаточно создать MVP, чтобы протестировать спрос и обнаружить слабые и сильные стороны своей идеи. Не бойтесь экспериментировать, совершенствовать циклы создания продукта и учиться на собственных ошибках!

Контролируйте все внутренние процессы

Старайтесь контролировать не только количество проделанных задач, но и статус более глобальных проблем, которые они должны решить. Вникайте в то, чем занимается ваша служба поддержки: от того, насколько последовательно протекают внутренние процессы, будет в том числе зависеть пользовательский опыт от вашего продукта. 

Влияйте на корпоративные ценности

В стартапах часто царит «краткосрочный» подход к выполнению задач. Если никто не думает о качестве выполненной работы в перспективе одного года или пары лет, то в компаниях как раз таки появляются непредвиденные долги — из-за небрежности или отсутствия рефлексии.
Однако слишком большая нацеленность на успех тоже мешает бизнесу расти: отдельные команды могут быть изолированы от коллектива и сосредоточены исключительно на работе. Такая модель поведения — верный путь к выгоранию или же к повышенной конкуренции среди департаментов.

Юзабилити-тесты для сотрудников

Постоянный рост технического долга может иметь одни и те же причины. Эти причины нужно вскрывать. Выделите важные фичи продукта, разные направления, в которых ведётся работа, и дайте сотрудникам ряд заданий по ним.

После того как заданное время истечёт, нужно провести оценку результатов. Зелёным цветом отметьте те задачи, которые сотрудник выполнил без посторонней помощи, жёлтым — те, для решения которых понадобилась незначительная помощь, а красным — задачи, которые так и не были доведены до конца.

Таким образом, вы сможете наглядно увидеть, какие задания вызывают у команды наибольшие затруднения. Дальше дело за вами: вы можете снизить нагрузку у сотрудников, нанять нового специалиста под конкретные нужды или же пересмотреть процесс работы над затруднительными “фишками” продукта. 

Делайте регулярную «уборку»

Этот совет касается не только разбора рабочего стола, но и организации цифрового пространства — прочтения старых сообщений, удаления просроченных тикетов в Asana или Jira. Если посвящать такой уборке всего два часа в неделю, то многие сотрудники научатся своевременно избавляться от информационного шума, который мешает их работе. Чем больше концентрации на действительно важных делах, тем меньше технического долга!

Работа с техническим долгом — это лишь один из многочисленных навыков продакт-менеджера. Чтобы получить полноценное системное образование в этой сфере, поступайте на факультет продакт-менеджмента GeekBrains. Ждём вас!

менеджментproductmanagement
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!