Блог

Цифровое пиратство: как с ним борется мир IT

Противостояние по четырем направлениям
09 ноября 20185 минут2534

Пиратство и незаконное копирование всегда шло рука об руку с цифровым миром. Нелицензионные диски, китайские игровые приставки и клоны известных гаджетов — все это было нормой в 90-е, допускалось в 2000-е и просто существует сегодня. Большинство людей никогда не воспринимали цифровое пиратство резко негативно. Возможно, потому что каждый из нас грешен.

Тем не менее человечество медленно, но верно идет по пути полного отказа от пиратской цифровой продукции. Вот что сегодня для этого делается.

Законы

Много лет во всех странах государственные службы, которые специализируются на цифровом регулировании, разрабатывали механизмы блокировки ресурсов, уточняли трактовки законов и определяли границы своих полномочий. Но сегодня они эффективны лишь на уровне начинающего пользователя, да и цель пока невероятно далека.

Согласно исследованию десятилетней давности, на борьбу с пиратством в США тратилось примерно столько же денег, сколько теряла экономика из-за нелегального копирования и распространения музыки. Сегодня дела обстоят чуть лучше — позже скажу, почему. Но по-прежнему сложно представить ситуацию, что попадешь в ближайшее отделение полиции, скачав файлы нелегального дистрибутива с китайского сервера.

Если изучить данные Реестра запрещенных сайтов, можно увидеть феноменальную статистику: из 40 тысяч действующих блокировок большую часть составляют онлайн-казино и поставщики незаконных услуг. Чтобы найти в этом списке файлообменник, торрент-хаб или личную страницу, придется потратить время.

Так что классические методы борьбы с цифровыми правонарушениями пока не решают проблему, а лишь создают временные трудности.

Кооперации с мобильными сетями и интернет-провайдерами

Сегодня запреты легко реализовать через интернет-провайдеров, но еще несколько лет назад корпорациям приходилось заключать с ними соглашения напрямую, чтобы оперативно предотвращать пиратскую дистрибуцию. Блокировки вступали в силу после решения суда.

В эпоху смартфонов существенно повлияли на борьбу с пиратством контракты медиа-корпораций с мобильными операторами и дистрибьюторами. Формально это выглядит так, будто за покупку дорогого гаджета или заключение долгосрочного соглашения вы получаете бесплатный доступ к сервисам музыки и видео на несколько месяцев. Фактически стоимость услуг включена в контракт, а платное продление — опция по умолчанию. Это простой и понятный ход сервисов, чтобы отучить пользователей от пиратства, — продемонстрировать преимущества и сыграть на лени потребителя.

Изменения политики сервисов

Подобные контракты были бы бессмысленными потугами, если бы сервисы не предоставляли существенных преимуществ в сравнении с пиратами. Музыкальные порталы значительно снижают стоимость контента. Еще десять лет назад одна композиция топ-исполнителя стоила 5–10 центов, а сегодня почти в сто раз дешевле — благодаря сервисам подписок и росту аудитории. Менее чем за 200 рублей вы получаете неограниченный доступ к миллионам композиций.

Аналогичная ситуация с кино. Вышедший двадцать лет назад мультфильм «Король лев» разошелся тиражом в 30 млн копий только в США и принес создателям более 520 млн долларов — это при сборах кинотеатров менее миллиарда. Сегодня же доходы фильмов после выхода из кинотеатров не превышают и 10 % от общих сборов.

Чтобы решить эту проблему, корпорации делают ключевую ставку на большие экраны, а сервисы онлайн-просмотра хотят поскорее получить цифровую копию. Сегодня это в среднем происходит через 8–12 недель после премьеры, что в полтора-два раза быстрее, чем пять лет назад.

Еще одна важная услуга от онлайн-кинотеатров и игровых сервисов — аренда. Пользователь, не желающий переплачивать, может сэкономить до 70 % стоимости фильма или игры, получив их на время. Для корпораций это необходимый компромисс, а для большинства людей — показатель лояльности. Судя по опыту сервиса Steam, активно развивающего этот формат, именно за такими взаимоотношениями будущее.

Уход от носителей информации

Сегодня фильмы на носителях выпускают ограниченными тиражами, рассчитывая на коллекционеров. Причина не только в доступности интернета и расцвете пиратства — все-таки во времена VHS его было не меньше. Это осознанная ставка производителей на сервисы и платформы, препятствующие массовому нелегальному копированию.

Индустрия музыки уходит от формата mp3 и плееров как самостоятельных гаджетов. Нет отдельного хранилища музыки — значит необходимо использовать потоковые сервисы или часто обновлять медиатеку. В обоих случаях у корпораций явное преимущество перед пиратами.

Фильмы и сериалы выпускаются в Blu-Ray или DVD-коллекциях — других форматов практически не найти. Большой объем информации и защита от копирования убивают желание простого пользователя сохранить и выложить медиа в сеть. Отсеивается большая часть потенциально опасной аудитории, остаются только крупные пираты. Они вынуждены придумывать методы борьбы с законами, зарабатывать на просмотрах и рекламе. В конечном счете получается неудобный для всех сервис, который сам демонстрирует пользователю разницу между официальным и «пиратским» просмотром фильма.

Мобильные и десктопные приложения, в том числе игры, уже частично ушли в Сеть, и пиратов искать стало проще. Но учитывая особенности консолей и меньшую аудиторию, чем у кино и музыки, здесь корпорациям приходится постоянно совершенствовать защиту физических носителей от копирования и подделки.

Простой подход к рекламе

Главными жертвами пиратов остаются не огромные корпорации, а артисты, небольшие студии и мелкие разработчики — те, кто зависит от каждого цента продаж. Пока не появились сервисы подписок, они практиковали частично бесплатный доступ: открывали часть альбома, предоставляли триал-версии и промо-фильмы. Сегодня такой подход потерял актуальность, и единственный выход — заключать договор с дистрибьютором, чтобы продукты включали в подборки и в дальнейшем отчисляли средства.

Это выгодно всем сторонам. Артисты, студии и разработчики укрепляют репутацию и получают хоть какие-то деньги. А сервисы привлекают новых пользователей и повышают уровень доверия, если подборки сделаны удачно — а часто это именно так. Учитывая миллионные аудитории топовых сервисов, в накладе не останется никто.

Что дальше?

Борьба корпораций с пиратством продолжится и приведет к тому, что:

  1. Стоимость контента станет еще меньше.
  2. «Облака» и потоковые сервисы окончательно придут на замену физическим носителям.
  3. Возрастет качество фильтрации и быстродействие блокировщиков.

Если хотя бы один пункт довести до предела, это в принципе лишит пиратство всякого смысла. А продвигаясь по трем направлениям одновременно, легальный медиа-бизнес обеспечивает себе постепенную победу.

Но хотим ли мы его безоговорочного триумфа? Как вы относитесь к пиратству в Сети?

пиратствоsecurity
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup