Инструменты для управления удаленной командой разработчиков

Когда сотрудники работают из других городов и стран, нужно уметь взаимодействовать. Поговорим о том, как наладить взаимодействие.
11 февраля 2016446802Татьяна Брагина3274310

Привет!

Я работаю в агентстве интернет-технологий GoodSellUs маркетологом и менеджером по развитию. Мы занимаемся веб-разработкой сайтов, сервисов и компонентов, технической поддержкой клиентских проектов и продвижением в поиске и социальных сетях. Наши клиенты — веб-студии, которые передают заказы на аутсорс, и прямые заказчики: люди и компании из России, Литвы, Эстонии, Германии, Италии и США. У нас полностью удаленная команда, так что для нас важно уметь взаимодействовать на расстоянии.

Обсуждение технических нюансов, которые могут застопорить работу и лучших рецептов борща — общение, которое способствует успешному выполнению задач и сдаче их в срок. Борщ и задачи по разработке тесно связаны кровью, потому что только довольный сытый разработчик может сделать действительно классный проект, который понравится и клиенту, и его целевой аудитории. Голодный злой разработчик может делать только код ради кода, проект ради проекта и ненамеренно затягивать сроки. 

В вопросах организации работы в команде нам очень пригодился наш прошлый опыт. До появления самой компании мы больше семи лет работали фрилансерами и об удаленной работе знали не понаслышке. Само собой, не стоит воспринимать наш опыт как истину в последней инстанции, и если вы используете другие инструменты, это тоже неплохо.

Личное и рабочее

Многие команды, известные нам, используют для коммуникации в команде скайп. Сотни, тысячи скайп-конференций, где хранятся важные и очень важные данные по разработке проектов. Мы разграничили все сервисы на рабочие и личные.

В «личное» попал скайп, различные мобильные мессенджеры, социальные сети. Для работы мы используем только Slack, BitBucket и Битрикс24. Slack используется для общения и обсуждения технических деталей проектов, BitBucket для контроля тимлидами и руководителем за тем, насколько хороший код у нас получается. Битрикс24 — для управления задачами. В будущем году мы планируем отказаться от Битрикс24 в пользу собственной CRM, которая будет заточена непосредственно под наши задачи, а пока мы сапожники без сапог.

CRM

Чем нам не подходит Битрикс24, так это тем, что он не заточен под наши задачи. Ну, ничего другого от популярных массовых CRM ожидать и не приходится, однако если есть возможность сделать более удобную для себя CRM, то грех не воспользоваться. Таким образом, мы решим проблему сочетания Битрикс24 с разнообразными таблицами в Google Drive: все данные будут удобно храниться только в одном месте, и ими будет удобно управлять. Сейчас мы разрабатываем нишевые CRM для своих клиентов и видим, насколько такое решение способно упростить работу с большими объемами информации. Никто не забыт и ничто не забыто!

Общение

В Slack сосредоточено абсолютно все общение. Браузерную версию используют все сотрудники, большинство дополнительно установили себе мобильное приложение, чтобы всегда быть на связи. 

В открытых каналах обсуждаются вопросы по верстке и по программированию, есть отдельный канал-флудилка, также отдельный канал выделен под ежедневные отчеты. В закрытых каналах руководство, аккаунты и тимлиды обсуждают свои дела. Что пишут в личных сообщениях, сложно сказать, однако 70% сообщений — именно трафик по личкам.

Код

BitBucket — подарок судьбы от разработчиков для разработчиков. Если бы не он, работа программистов (особенно новичков) была бы сосредоточена на поиске багов. А так посмотрел, нашел ошибку, откатил версию и всё исправил. Каждый программист имеет свой приватный репозиторий, где и происходит работа над проектом. 

Почему не GitHub? Вопрос удобства. В BitBucket есть возможность создавать бесплатные закрытые репозитории. Прозвучит цинично, однако если есть возможность использовать ресурс бесплатно и это еще и удобно в использовании, то зачем платить больше? Нам вполне хватает бесплатной версии BitBucket для небольших команд. Возможно, когда мы вырастем, появится необходимость привлекать к одной задаче много или очень много специалистов, тогда мы перейдем на какой-нибудь тарифный план. Сейчас же над одним и тем же проектом одновременно работает до 5 человек, и это только когда проект действительно крупный и непростой. Над несложными проектами работают отдельные люди. 

Slack и BitBucket прекрасно сочетаются, и BitBucket можно даже интегрировать в Slack. Мы попробовали интеграцию, но нам было неудобно. Вышло эффективней, когда сервисы разделены. Тем более, что в команде не только программисты, но еще и аккаунты, маркетологи и дизайнеры, которым информация с BitBucket не нужна.

Альтернативы

Помимо Slack, мы пробовали также HipChat, но не прижилось. Это, конечно, субъективный вопрос удобства интерфейса. Trello в ту же корзину — неудобно для решения наших задач по организации общения. Trello — больше канбан-доска, а не корпоративный мессенджер, в котором мы так нуждались. В трудную минуту любой разработчик может обратиться за помощью зала и решить проблему, а в минуту отдыха обсудить, у кого что на ужин, у кого какое хобби, и составить сообща музыкальный плейлист для поднятия настроения. 

Если бы мы не стремились организовать полноценное общение и сделать эдакий «кружок по интересам», наши сотрудники реализовывали свою потребность в общении с единомышленниками где-то в другом месте, а те, кто по натуре неразговорчив и стеснителен (а это, как минимум, половина программистов), и вовсе могли бы забыть, как общаться не на рабочие темы. Тимбилдинг в действии!

Контроль

Недавно мы рассказывали о своем опыте использования Slack и BitBucket на международной конференции IT NonStop в Харькове. Большинство слушателей склонялись к тому, что в команде, где есть веб-разработчики, лучше всего использовать интеграцию мессенджеров с BitBucket или GitHub, дескать, так проще контролировать, чем занимался сотрудник. У нас же процесс контроля организован иначе: в конце рабочего дня каждый сотрудник отмечается в отдельном канале в Slack, чем он занимался, каковы результаты и с какими проблемами пришлось столкнуться.

Помимо этого, аккаунты и тимлиды держат руку на пульсе событий и по несколько раз на дню интересуются у сотрудников, чем они в данный момент заняты и на каком этапе разработки находится проект. Человеческий фактор важнее любой интеграции, когда есть коллективная ответственность и четкое понимание, зачем именно тебе нужно сделать свою работу хорошо: первый проект, не сданный вовремя или сделанный с ошибками, прощается, второй такой проект влечет за собой появление более простых, менее оплачиваемых и, соответственно, менее интересных для разработчика задач. Каждый из нас хочет расти, зарабатывать и делать только интересные дела, и это мотивирует куда лучше, чем понимание, что «вот сейчас все увидят, что у меня тут в репозитории делается».

Тем, кто хочет разобраться в веб-разработке, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».

Новые комментарии