Как программисту общаться с заказчиком
Как сделать взаимодействие простым и эффективным для обеих сторон, найти с заказчиком общий язык и предупредить возникновение неразрешимых конфликтов?
Создайте дружественную атмосферу
Дайте человеку понять, что вы с ним на одной стороне.
«Заказчик должен почувствовать, что ему рады, что его слушают и что его продукт или сервис воспринимается всерьез. Это не значит, что нужно стать именно другом, а после работы вместе ходить по барам. Наоборот, такая близость только навредит, нужно держаться золотой середины», — говорит Алексей Колесов, разработчик мобильного приложения сервиса Контур.Бухгалтерия компании СКБ Контур.
Уважайте заказчика
Заказчик может заблуждаться — это нормально. Он ведь поэтому и пришел к вам, ведь вы профи. Если потенциальный клиент хочет нечто абсурдное — объясните, почему стоит сделать иначе, что он потеряет и чем рискует, если не послушает вашего совета. Выясните почему он хочет именно это (явно не из-за желания навредить самому себе) и покажите, как сделать лучше и почему именно так.
Возможно, это станет началом успешного долгосрочного сотрудничества. А в случае тотального непонимания или отсутствия времени на детальные объяснения вежливо откажите или объявите стоимость консультации.
Дайте понять, что вы профи, но не переусердствуйте
Покажите заказчику, что вы профессионал и у вас всё под контролем. Но не забывайте, что чересчур пестрить «умными словами» здесь не надо, ведь вы не на экзамене. Задача — не показать, что вы много знаете, а показать, что вы понимаете чего хочет заказчик, можете реализовать это и даже больше.
«Многие специалисты злоупотребляют профессиональными терминами, ставя заказчика в неловкое положение и заставляя его просто кивать в ответ головой, без понимания сути беседы. Я считаю, что в начале общения нужно как можно быстрее определить технический уровень человека, который пришел к тебе, и впоследствии говорить с ним теми словами, которые ему понятны, попутно разъясняя сложные вещи и закрывая пробелы в понимании общей картины», — предостерегает Алексей Колесов.
Вместо тысячи слов — показывайте продукт
«Чтобы успешно общаться с заказчиком нужно не только грамотно формулировать свои мысли, но и уметь разговаривать на языке заказчика, понимать его бизнес-проблему, разбираться в конкретной автоматизируемой предметной области и отраслевой специфике, и конечно, быть подготовленным к встрече.
Однако одна демонстрация программного продукта стоит тысячи слов. Можно провести десяток разнообразных встреч с заказчиком, но только показав систему вживую понять, как на самом деле надо или не надо было делать. Так, мы стараемся максимально часто выпускать версии разрабатываемых программных продуктов и показывать их нашим заказчикам. Если по каким-то причинам версию еще выпускать рано, показываем картинки интерфейса, видеоролики и т.п. Серьезные объемные документы, требующие согласования заказчиком, стараемся также проговаривать устно, чтобы ускорить согласование и минимизировать вероятность неверной трактовки», — говорит Сергей Стрелков, руководитель направления собственных разработок компании КРОК.
Позаботьтесь о спокойствии с помощью договора
Иногда без формализации не обойтись. Договор — гарант спокойствия на случай возникновения спорных ситуаций.
«Когда все идет гладко и стороны решают возникающие проблемы по-хорошему, то договор никто не берет в руки. Но как только назревает конфликтная ситуация, на этот документ начинают ссылаться все больше. Хороший договор может погасить практически любой конфликт. При подготовке соглашения мы рекомендуем:
- подробное техническое задание
- разбивка всех работ на этапы и подписание акта по каждому этапу
- понятный порядок осуществления приемки результатов, в том числе страховка программиста от недобросовестного заказчика, который от приемки уклоняется»,
— говорит Андрей Кузьмин, кандидат юридических наук, старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры».
А что вы считаете самым важным при общении с заказчиком?