Блог

Как «защищать» свой дизайн перед клиентом

Что делать, если клиент критикует дизайн, и как доказать преимущества вашего видения?
4 минуты3938

Скриншот из короткометражки «The Expert»

«Продающий красный», «больше креатива», «подруге моей жены не понравилось»... Эти фразочки от клиента могут довести до нервного тика даже самого уравновешенного дизайнера. Особенно если это не первый круг правок и вы искренне хотите выполнить работу качественно.

Аргументируйте и показывайте дизайн в деле

При выборе дизайна клиент может руководствоваться принципом «нравится — не нравится». Татьяна Анойкина из брендингового агентства BrandStreet на примере логотипа объясняет, как перевести дискуссию на профессиональный уровень: «Логотип — малая форма, за которой стоит глубокое содержание. Его смысл, скрытый в дизайне, надо объяснять заказчику: кратко формулировать идеи или давать ассоциативный ряд. Для него мы используем хештеги — они понятны клиентам. Логотип лучше показывать на примере носителей, на которых он будет использоваться, — так легче представить. Или можно продемонстрировать его в ряду красивых изображений — визуальных образов, на которых базируется дизайн. Часто клиент “покупает” именно этот привлекательный визуальный ряд, принимая решение на его основании».

Определите, кто ваш клиент: логик или визуал

Стратегию «защиты» дизайна нужно строить исходя из того, как клиент воспринимает мир. «Если клиент “логик” — это самый простой вариант. Надо собрать и представить ему весомые контраргументы, которые, не ущемляя его позиции, докажут, что она требует доработки. Как правило, на это клиенты соглашаются легко, а в процессе корректировки всегда можно продвинуть свое видение проекта», — говорит Иван Громко, управляющий партнер Redday production.

Если заказчик привык руководствоваться чувствами, то переубедить его сложнее. Но, по мнению эксперта, все же реально: «Если клиент настаивает, что предложенное им видение не нуждается в улучшениях, предложите попробовать внести корректировки и тогда уже принимать окончательное решение. На такой компромисс идут практически все. Здесь главная задача дизайнера — предложить такую альтернативу, которая будет выполнена в видении исполнителя и при этом окажется близка сердцу клиента — для этого надо использовать полученную от него информацию».

Поймите, что клиент — партнер, а не противник

В философском смысле — это самый важный момент. Ни в коем случае не нужно воспринимать клиента как варвара, который хочет поглумиться над вашим дизайном.

Антон Антонюк, арт-директор проекта «Совесть»:

«Настройтесь правильно: не нужно ничего “защищать”. Заказчик — не противник, а партнер. У вас есть дизайнерский опыт и навыки, у него — знание о бизнесе, продукте и целевой аудитории. Как вам нужен бриф, чтобы понять задачу, — так и клиенту требуется презентация, чтобы оценить ваше решение. У нее три этапа: подготовка, выступление и работа с комментариями.

Подготовка. На старте проекта договоритесь лично презентовать работу тому, кто будет принимать решение. Даже если это “большой и важный” начальник. Давите на то, что только вы сможете ответить на возможные вопросы, все разъяснить и в конечном итоге сэкономить всем время.

Подготовьтесь к выступлению: сделайте прототип или борды, чтобы заказчик смог что-то покрутить, понажимать и представить, как это работает. Заранее попросите предоставить экран, если он нужен. Приходите за 15–20 минут до начала встречи, чтобы убедиться, что все готово. Когда все в сборе, попросите участников задавать вопросы после выступления, чтобы вас не прерывали.

Презентация. Напомните, какая задача стояла перед вами. Расскажите и покажите, как вы ее решали, что для этого делали, как нашли идею, как ее реализовали, почему верите в свое решение и как оно поможет заказчику. В идеальной презентации к моменту, когда вы покажете идею, зрители уже будут воспринимать ваше решение как единственно верное. Поэтому заранее продумывайте возможные возражения и обосновывайте, почему вы сделали так, а не иначе.

Комментарии. Они будут почти всегда. Воспринимайте их как возможность сделать проект лучше. Внимательно и спокойно выслушивайте и записывайте все замечания — это поможет сдержать лишние эмоции, быть рассудительнее. Затем пройдитесь по каждому комментарию и уточните, что имеет в виду заказчик, что именно у него вызывает вопросы, почему это важно. Аргументированно и объективно обоснуйте свое решение. Если не получается снять комментарий, подумайте и предложите, как можно доработать проект. Согласуйте и запишите эту доработку.

В конце встречи у вас будет список комментариев, большинство из которых вы снимите, а решения на остальные уже найдете. Если не получается придумать решение сходу — скажите, когда вернетесь с вариантом. Потом оформляйте этот список в письме и отправляйте клиенту — он должен видеть процесс работы.

Это основное. Все остальное очень индивидуально. Я, например, никогда не готовлю речь — выступаю экспромтом, а перед встречей повторяю скороговорки для дикции. Автор логотипа и слогана «Совести» Андрей Амлинский не готовит электронные презентации — обсуждает устно. Кто-то устраивает настоящее шоу — посмотрите на YouTube выступления Стива Баллмера. Шутите, говорите серьезно, интригующе заходите издалека или приступайте сразу к сути. Главное — верьте в свой проект и показывайте, что он решает задачу клиента».

Выступление Стива Баллмера

Получается, что лучшая «защита» дизайна — это сотрудничество с клиентом: понимание его потребностей, конструктивный диалог и крутая презентация. Можно склонить заказчика к своему варианту и с помощью хитрости. Один знакомый рассказывал, что специально показывал клиентам один крутой дизайн и два откровенно паршивых, сделанных на скорую руку. При таком раскладе качественный вариант обычно выбирают без сопротивления. Но в этом методе бывают и фейлы, ведь никто не застрахован от очень плохого вкуса заказчика.

А вы знаете какие-то рабочие хитрости по «защите» дизайна?

работаbrand-design
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup