Путь от идеи до богатства

Рецепты известных стартапов.
7 минут8570

Вспомните историю любой современной успешной IT-компании. Будь то Intel или Apple – идея объединяла двух-трёх человек, они творили в гараже или университетской лаборатории, представляли свои труды в журналах и любительских конференциях, далеко не всегда успешно искали поддержки у спонсоров. А потом успех, слава, процветающий бизнес.

Сегодня стартапы каждый день организовывают даже те люди, знания которых не превосходят школьную программу. Но за счёт упорства, целеустремлённости и удачи им иногда удаётся не просто воплотить свои идеи в жизнь, но и неплохо заработать. 

Но мы с вами люди технического склада ума. Простые рассуждения о тяжком труде и золотой рыбке не для нас. Нужен план. Попробуем его составить.

Идея

В основе успешного стартапа всегда лежит удачная идея. Чем она будет проще и понятнее простому обывателю, такому как ваш сосед или родители, тем быстрее ваша реализация дойдёт до реального воплощения.

Брайан Чески и Джо Геббия в октябре 2007 года по долгу службы присутствовали на ежегодной конференции промышленного дизайна. Постоянные проживания в однотипных отелях, необоснованные переплаты – всё это им уже порядком надоело. Хотелось домашней атмосферы за умеренные деньги. Так возникла идея создания ресурса, где каждый бы мог сдать своё жильё в краткосрочную аренду. Так возник Airbnb – самая привлекательная для работы IT-компания 2016 года.

Работа мечты по-американски

План

Не пытайтесь сделать всё и сразу. Не жалейте времени, разработайте план, состоящий из малейших шагов и контрольных точек. При этом каждая такая точка должна иметь физическую реализацию, будь то приложение, сайт или умный гаджет, которые вы сможете показать потенциальному инвестору или просто близким друзьям. К конечному успеху приведёт лишь чёткое осознание того, что движение идёт по правильному пути

История Facebook наглядно показывает, как может развиваться идея от одной личности и узкой реализации до многомиллиардного международного бизнеса. В конце 2003 года Марк Цукерберг, студент Гарвардского университета выпускает Facemash – простую программу, где неизвестные люди оценивают по внешности реальных. Эта небольшая забава становится настоящим хитом в кампусе, народ требует развития идея.

Марка вдохновил успех и с января 2004 он садится за разработку полноценной социальной сети (the) Facebook. Три месяца спустя социальная сеть распространится уже на 8 крупнейших ВУЗов страны. В июне, после первой крупной инвестиции в размере 500 тысяч долларов, откроется первый офис в Пало-Альто. В 2007 году на ресурсе появилось возможность размещать приложения и сервисы для обмена контентом. В 2016 – начинает работу Facebook Live. Сегодня Facebook оценивается в 52,5 миллиарда долларов США.

Финансы

Можно попробовать всё сделать самому и бесплатно. Можно даже попробовать собрать команду, заразив всех общей идеей. Но вы не сможете полностью избежать необходимость вкладывать в свой проект деньги. Это может быть покупка дополнительного оборудования, наём сторонних профессионалов (например, в области дизайна), финансирование продвижения вашего продукта в массы. Проще всего попытаться найти инвестора, хорошо, если он сможет стать членом вашей команды. Но иногда придётся пойти и на личные жертвы: кредиты, продажа имущества, долги. Иногда можно обратиться и к самым близким. Главное, чтобы оно того стоило.

5 июля 1994 года 30-летний американец Джефф Безос зарегистрировал компанию Cadabra Inc. Он обратил внимание, насколько неудобно покупать книги в магазинах и через интернет: приходилось тратить уйму времени на поиски нужного автора, жанра, издательства.  Так возникла идея онлайн-сервиса по продаже книг. Первый офис был в гараже, где был размещён сервер и 3 стола. Развивали идею несколько талантливых программистов из Силиконовой долины в свободное от работы время.

Без крупных вложений дела обстояли совсем плохо: сервис более-менее работал, но первые книги были проданы лишь в 1995 году. Здесь на помощь к Безосу пришли его родители, ставшие первыми инвесторами, вложив в детище сына все свои накопления – 300 тысяч долларов. Кстати, название пришлось сменить из-за того, что юристу название компании послышалось, как «Cadaver», что переводится, как «труп». В итоге, свет увидела компания Amazon. Что было дальше, вы знаете.

Команда

Идеальная команда всегда должна состоять из разномастных личностей: со своими интересами, хобби, взглядами на жизнь, культуру, моду, даже политику. Здорово, если получится объединить людей разных профессий, но прекрасно знакомых с миром IT. Так у вас получится создать то, что не потребует долгих объяснений перед потенциальным инвесторам или, не дай Бог, конечным пользователем. Ваш продукт должен выстреливать за 15 секунд, а для этого он должен быть понятен и интересен абсолютно каждому.

Пожалуй, не найти более успешного примера командной работы, чем история возникновения Apple. История о влюблённом в своё дело инженере и программисте Стиве Возняке, великолепном мыслителе и менеджере Стиве Джобсе, венчурных предпринимателях Артуре Роке и Майке Маркулле, а также Рональде Уэйне, отвечавшим за рабочие взаимоотношения в коллективе и стратегию развития компании. История, о которой написаны книги и сняты фильмы. История, которая привела к тотальному доминированию Apple в рейтинге IT-компаний современности.

Управление

Одно дело собрать команду, совсем другое построить внутри коллектива отношения. Нет однозначно удачной стратегии, вы можете одинаково успешно развивать бизнес на либеральном подходе и на строгих требованиях. Отталкивайтесь от выбранного окружения, но главное будьте постоянны: в случае срыва сроков не надо включать начальника и альтруиста, а когда дела начинают идти в гору – партнёра и лучшего друга. Коллектив стартапа должен работать на равных правах, осознании общей цели, но главное – на взаимоуважении.

Историю современной Силиконовой долины принято отсчитывать с середины 50-х годов 20 века. Именно тогда, после получения Нобелевской премии за изобретение транзистора (на основе кремния или silicon, отсюда неправильное устоявшееся название места на русском языке) Уильям Шокли (на тот момент работник Bell Labs) решил организовать собственную компанию Shockley Semiconductor Laboratory, собрав под одной крышей 8 выдающихся молодых умов: Джулиуса Бланка, Виктора Гринича, Джина Кляйнера, Джея Ласта, Гордона Мура, Роберта Нойса, Шелдона Робертса и Жана Эрни.

Однако методы управления Шокли оставляли желать лучшего: он был строг к своим сотрудникам, принижал их заслуги, заставлял трудиться по 14-16 часов ежедневно без выходных за достаточно скромную зарплату. Молодые гении не выдержали такого отношения, покинув Шекли и создав собственную компанию Fairchild Semiconductor, за что получили в народе прозвище «Вероломная восьмёрка». Позднее эти люди примут непосредственное участие в создании компаний Intel, AMD, Compaq, Macromedia, Netscape, Sun Microsystems, Symantec и десятков других, создадут десятки фундаментальных теорий и открытий в области науки, бизнеса и маркетинга.

Приоритеты

Всегда чётко расставляйте приоритеты в коллективной работе. Всегда надо понимать задачи, цели, но главное- целевую аудиторию. Сегодня это может быть ваш инвестор, завтра фокус-группа, а послезавтра миллионы люди по всему миру. Не бойтесь тратить драгоценное время на корректировки по текущим задачам, ведь это может сыграть ключевую роль в общем успехе.   

Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп в 2009 году задумались над тем, как неудобно и каких сумасшедших денег стоит заказать такси представительского класса. Сперва вы долго с оператором обсуждаете доступный автопарк, потом тратите уйму времени на ожидание, а за короткую 20-минутную поездку на BMW 7-series или Mercedes S-class большинство компаний берет от 50$.

Именно поэтому было решено основать компанию UberCab (позднее просто Uber), вскоре выпустив и всем известное приложение. Правда поначалу сервис не слишком стремительно развивался, ведь такими автомобилями пользуются люди, не обременённые экономией. Да и где найти столько в водителей-владельцев машин бизнес-класса? Поэтому в 2012 году вышло новое приложение – UberX, которое позволяло заказать и автомобиль эконом-класса. Это и стало мощным импульсом к мировому господству.

Мышление

Иногда даже неправильная задумка может привести идею к успеху, если мыслить позитивно и работать над реализацией куда больше, чем над идеологией. И самое главное, если вас не поняли, но стартап стал привлекать повышенное внимание – засуньте ваше понимание в корневую папку компьютера и дайте людям то, что они хотят.   

Трое сотрудников PayPal Чад Херли, Стив Чен и Джавед Карим в феврале 2005 года решили запустить что-то вроде сайта видеознакомств. Идея проста: пользователь загружает короткий ролик, в котором он показывает себя в реальной жизни. В случае, если посмотревшему понравилось, он без проблем может связаться с автором и познакомиться. Первым роликом стал поход Карима в зоопарк.

Однако идея пошла не совсем по задуманному сценарию, людям просто нравилось делиться видео из своей жизни, после чего наблюдать за ростом просмотров. В ноябре того же года компания Sequoia Capital вложила в свежеиспечённый сервис YouTube 3,5 миллионов долларов США, через полгода, оценив растущую популярность, ещё 8 миллионов. В октябре 2006 года YouTube был выкуплен Google за 1,65 миллиарда долларов США.

Обратная связь

Как известно, клиент всегда прав. Если вы собираетесь создать приложение, которое скачает 2 миллиарда людей по всему миру, будьте готовы к тому, что придётся выслушать мнение каждого из них. Обратная связь и направленность на конечного потребителя – залог не только роста успеха дела текущего, но и возможность найти идеи для будущих гениальных стартапов.

В 1995 году Пьер Омидьяр решил немного развить своё персональный сайт, добавив страницу с аукционом, который назвал крайне незамысловато – AuctionWeb. Первым проданным товаром стала личная лазерная указка Пьера, которая ушла с молотка чуть больше, чем за 13$. Тогда он обратился к покупателю с вопросом: «Вы поняли, что указка неисправна?». на что получил ответ: «Я коллекционер неисправных указок». После этого Омидьяр понял, что покупки в интернете для многих просто хобби, поэтому просто надо дать возможность людям покупать и продавать всё, что заблагорассудиться. Через год AuctionWeb превратился в отдельный ресурс и получил название eBay.

А вы боитесь начать своё большое дело?

 

стартапыбизнесисториякарьераweb_developer
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!