Как веб-дизайнеру строить диалог с заказчиком

Руководство по общению.
28 августа 2017F51009b955a7535aefbaa6ecf8672b05f163b8c9Владислав Строчков137903

Как найти общий язык с заказчиком? Такой вопрос часто задают начинающие веб-дизайнеры. Ведь от того, насколько грамотно выстроено взаимодействие во многом зависит итог работы. Более того, правильные вопросы в начале сотрудничества помогают выяснить, собирается ли вообще обратившийся человек заказывать разработку веб-сайта или он просто решил пообщаться, прощупать почву, а заодно и убить несколько часов вашего драгоценного времени.

Правильное общение помогает вовремя распознать к какому типу людей относится клиент, предупреждая многие проблемы в дальнейшем. Вот распространенные типажи.

Давно знакомый

Чаще всего становится одним из первых заказчиков у начинающих веб-дизайнеров. Взаимодействие с ним становится настоящей школой выживания. Нужно приготовиться к бесконечным просьбам и требованиям о снижении цены, скорейшей реализации задач, вмешательству буквально во все процессы.

Не удивляйтесь тому, что такое сотрудничество оставит неприятный осадок и усложнит дальнейшие взаимоотношения. Рискуя брать в работу «дружеский» проект, расставьте приоритеты в самом начале пути, общайтесь в профессиональном контексте, без панибратства.

Недооценивающий клиент

Не ждите от него высокой оценки своей работы или благодарности. Такой заказчик не считает веб-дизайн тяжелым трудом, хотя сам зачастую ничего в нем не смыслит. Вступая во взаимодействие с недооценивающим клиентом будьте готовы к постоянно горящим срокам и просьбам о скидках.

Зная, как никто другой истинную цену своей работы, демонстрируйте уверенность. В самом начале сотрудничества постарайтесь добиться должного к себе отношения и уважения. В противном случае будьте готовы к низкооплачиваемым заказам и постоянной нервотрепке.

Пассивно-агрессивный клиент

Спокойный, приятный в общении и даже какой-то пассивный на этапе формирования требований. Он готов ждать проект столько, сколько потребуется. Однако, стоит только сдать работу, как в ответ выливается тонна критики и замечаний. Часто такие заказчики даже забывают о том, что одобрили реализованную идею.

Выйти из сложившийся ситуации и получить полную оплату можно, только доработав сайт с учетом требований. Чтобы не попадать в подобные ситуации в будущем, прописывайте в договоре или брифе максимальное число правок в процентном или количественном выражении.

Скупой заказчик

Хвалит работу, не упуская при этом возможность ее раскритиковать. Цель таких действий — снизить цену, самоутвердиться. Прекрасно понимая насколько сложна работа веб-дизайнера, он намерено уничижает вашу самооценку, стремится пошатнуть уверенность.

Побороть попытку психологического манипулирования можно демонстрацией абсолютной уверенности в своей компетентности. Ни тени сомнения, иначе скупердяй съест вас с потрохами. Адекватной реакцией на непрекращающуюся критику будет отказ от проекта. В противном случае — потерянное время и призрачные надежды на оплату.

Любитель перестраховаться

Один из наиболее сложных типажей. Он не даст ни секунды покоя: станет требовать постоянно находиться на связи, начнет контролировать ход работ, будет задавать уйму вопросов и просить присылать промежуточные результаты. При этом наихудшее заключается в том, что такой заказчик станет подчеркивать свою значимость в реализации проекта, считая вас лишь инструментом.

Принимая решение продолжать сотрудничество, вы автоматически соглашаетесь на его условия игры. Выполняйте команды, четко следуйте инструкциям, позволяйте контролировать каждую мелочь. Но только не занимайтесь самодеятельностью.

Идеальный клиент

И пусть многие утверждают, что таких не существует, они все же есть. Такие заказчики ставят реальные сроки, ценят труд веб-дизайнера, своевременно и в полном объеме оплачивают стоимость услуг. Идеальный клиент не критикует, а полагается на ваш опыт и профессионализм.

Приложите максимум усилий, чтобы сохранить доверительные отношения и записать его в список постоянных.

С чего начинать деловой диалог

Не пытайтесь составить безупречное ТЗ. В процессе работы всегда будут появляться вопросы, спорные моменты, уточнения, новые идеи. Лучшее начать с нескольких универсальных вопросов:

  • Название сайта.
  • Язык контента.
  • Предпочтения в цвете.
  • Примеры сайтов, дизайн которых нравится.
  • Примеры сайтов, дизайн которых не устраивает категорично.

На первом этапе этой информации будет вполне достаточно. Дальше ориентируйтесь на особенности поведения и расставляйте приоритеты.