Оттягивайте привлечение первых инвестиций как можно дольше

Определите для себя, на что берете деньги, на какой период вам их хватит, и что вы будете делать, когда они закончатся.
12 февраля 2016188633Анна Оленькова217614

Представить свою жизнь без социальных сетей современным пользователям интернета довольно сложно. Каждый день у нас уже вошло в привычку проверять новости, слушать музыку и смотреть видеоролики. А ведь на продвижении видео в тех же Одноклассниках, Вконтакте или Facebook можно заработать. Как сделала это ad-tech компания Buzzoola. Стартап разработал платформу для проведения рекламных кампаний с нативным видео и текстово-графическими форматами. О работе сервиса, а также о том, как правильно привлекать инвестиции, рассказал один из основателей компании Виталий Желяпов.

— Разработка Buzzoola, как сервиса для аналитики просмотров видео, началась в 2011 году под руководством Натальи Солодуховой. В 2012 году к проекту присоединился я. К этому времени была разработана серьезная облачная платформа, которая могла обрабатывать терабайты данных о просмотрах видео по более чем 20 параметрам, включая, например, анализ вирусного распространения видео. Мы решили использовать созданную технологию для нового продукта — рекламной платформы, для размещения нативной видеорекламы и продвижения видео в соцсетях. И в феврале 2013 года мы запустили первую коммерческую кампанию.

— Какое вы получили образование?

— Наталья закончила МГИМО (факультет «Международные отношения»), затем Sciences-Po («Международный менеджмент») и магистратуру в Высшей школе менеджмента в Париже («Бизнес-менеджмент»). Я в 2001 году закончил Бауманский университет по специальности «Радиоэлектронные системы и устройства».

— Какие бизнесы вы запускали ранее?

— Я сооснователь и совладелец Tvigle, в 2007 году мы вместе с Егором Яковлевым запустили видеоплатформу и онлайн-кинотеатр Tvigle.ru, который и сейчас является одним из лидеров на рынке лицензионного VOD. До этого я запускал множество интернет-проектов в ВГТРК и АМЕДИА.

Наталья до Buzzoola занималась digital-проектами для крупнейшего люксового холдинга Richemont Group International (Париж), отвечала за развитие брендов и их онлайн-стратегию в L' Oreal (Москва), руководила отделом проблемных активов в private acuity фонде, а также соосновала производственную компанию, которая была продана в 2009 году.

— Как возникла идея Buzzoola?

— На тот момент было понятно, что видеореклама — состоявшийся формат, который каждый год наращивает объем. Но прероллы и сами ТВ-ролики очень раздражают пользователей и большая часть зрителей их пропускает.

Из всего многообразия нативная реклама была максимально близка нам по духу. Кроме того, это серьезный растущий рынок. Нас вдохновляет, когда реклама по-настоящему нравится зрителям, когда её обсуждают, постят к себе в соцсети и пересылают друзьям. Решение пришло само собой: на основе готовой системы для видеоаналитики строить платформу для размещения нативной видеорекламы и продвижения её в соцсетях.

— С какими сложностями при запуске столкнулись?

— Главная сложность и враг любого стартапа — перфекционизм. Хочется сделать гиперсистему, выпустить все фичи, предусмотреть все желания клиентов. И это зачастую уничтожает все сроки и демотивирует всю команду затяжной разработкой. Мы наступили на свои амбиции и выпустили платформу в бете после пяти месяцев работы. Естественно, что после запуска мир перевернулся, мы получили фидбек от живых рекламодателей и паблишеров. Начали понимать, что часть фич была не нужна, а что-то из дальних планов надо делать прямо сейчас.

Буду Капитаном Очевидность и скажу: выпускайте проект с базовыми возможностями и слушайте, что нужно вашим пользователям. Это сэкономит время, силы и, главное, деньги, которых обычно у стартапа мало.

— На какие средства вы запускали проект? Сбережения, инвестиции?

— На этапе разработки в проект вложились несколько частных инвесторов. После выхода на коммерческое использование мы привлекли деньги от венчурного фонда I2BF. Суммарно Buzzoola привлекла около 4 млн долларов.

— Насколько сложно привлечь инвестиции и что для этого нужно? Какие бы дали рекомендации.

— У нас с Натальей был опыт привлечения финансирования и работы с инвесторами. Поэтому мы старались не делать типичных ошибок и готовились к встречам очень тщательно.

Есть несколько простых правил, которые уже много раз обсуждались и которые, на мой взгляд, всегда работают:

  1. Оттягивайте привлечение первых денег как можно дольше. Начните без вложений извне. Придумали идею? Постарайтесь найти единомышленника и реализовать её вместе. Реализовали? Убедитесь, что идея работает и начала приносить первые деньги. Это идеальный момент, чтобы идти к бизнес-ангелу или венчурному инвестору и просить денег.
  2. Точно знайте, на что берете деньги, на какой период вам их хватит и, главное, что вы будете делать, когда они закончатся.
  3. Сделайте в Excel простую таблицу «Как работает мой бизнес», прикиньте динамику доходов на один-два года и все расходы с учетом роста команды. В этот момент вы ответите на 80% вопросов, которые вас мучили и которые задаст вам инвестор.
  4. Серьезно подходите ко встрече с инвестором. Не готовьте сложных бизнес-планов на 200 листов и часовых презентаций. Научитесь рассказывать о проекте за 30 секунд.
  5. И, конечно, будьте настойчивы, уверены в себе и в успешности своей идеи!

Во второй части вы узнаете, с чего нужно начинать бизнес в сфере рекламных технологий и почему не стоит клонировать уже работающие проекты. Оставайтесь с нами!

 

Тем, кто хочет разобраться в веб-разработке, рекомендуем профессию «Веб-разработчик» от GeekBrains.

инвестициистартапреклама
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.

Новые комментарии