SOS! Сайт захватили баги

Тестировщики GeekBrains не справляются со всеми и просят вашей помощи!

Блог

Шесть успешных бизнес-моделей

Для дизайнеров, которые хотят стать предпринимателями.
4 минуты2597

Перевод статьи How to do business design research — six examples Дэвида Шмидта, бизнес-дизайнера и предпринимателя. Ранее он писал о навыках, которыми должен обладать профессиональный дизайнер, и упоминал исследование бизнес-моделей. По мнению автора, чтобы заниматься дизайном и разработкой, важно понимать рынок. В этой статье Дэвид рассказывает о шести бизнес-моделях, которые помогли компаниям попасть в высшую лигу.

Что еще за бизнес-дизайн

Недавно мы переводили статью продакт-дизайнера AI Power про айдентику. Он также говорил о том, почему дизайнеру важно понимать бизнес клиента. Хороший, работающий дизайн, с точки зрения AI Power, невозможен без осознания ценностей компании и взгляда на проект с точки зрения заказчика.

В этом и состоит суть бизнес-дизайна. Предприниматель и дизайнер вместе разрабатывают проект, а бизнес-дизайн помогает обоим творчески осмыслить — или переосмыслить — бизнес-модель. Понимание принципов бизнес-дизайна пригодится тем, кто работает со стартапами или крупными компаниями или планирует начать свой проект.

Что делает бизнес-дизайнер:

  1. Анализирует рынок, топовых игроков и провалившиеся проекты. Для этого и нужно понимать, что и как работает.
  2. Рисует дизайн и разрабатывает прототип бизнес-модели.
  3. Тестирует прототип и передает в продакшн.

Бизнес-модели, ведущие к успеху

Стартап-студия: использование инвестиций партнеров. Принципы работы стартап-студии (company builder) находятся где-то между небольшими проектами и корпорациями. У тех и других есть проблемы, из-за которых обе модели действуют неэффективно: большие компании медленнее работают и меньше настроены на инновации, а у мелких стартапов часто не хватает ресурсов. Стартап-студии выступают как трансмиссия и помогают им сотрудничать с выгодой для обеих сторон. Удивительные вещи получаются, если объединить инвестиции и опыт корпораций с технологиями, скоростью и клиентоориентированностью стартапов.

VanMoof: от продаж к аренде. VanMoof — голландская компания, которая уже десять лет производит велосипеды. Недавно они изменили бизнес-модель и теперь не только продают, но и сдают их в прокат по подписке. Плюс такой модели для клиентов — она напрямую влияет на основной продукт: у компании есть стимул делать велосипеды прочными и долговечными. Рискованный шаг для VanMoof, но с очевидными плюсами — переход к подпискам увеличил клиентскую базу. Раньше велосипеды стоили от 1000 $, сейчас минимальная цена за подписку в десять раз меньше, и экологичный транспорт стал доступнее для большинства людей.

WeChat: развитая экосистема. Многофункциональный мессенджер WeChat разработали в Китае, и, по последним данным, только пользователей-китайцев насчитывается миллиард. Для сравнения, WhatsApp используют 1,5 миллиарда человек по всему миру. WeChat объединяет функции мессенджера, соцсети, новостной ленты и операционной системы. Один инструмент заменяет WhatsApp, Twitter, Facebook и iOS.

Особенности приложения — платежная система и безопасность. На WeChat пользователи переводят деньги, оплачивают ими счета и даже покупают продукты в захолустных загородных магазинах. Такая система не будет работать без доверия пользователей, и чтобы его добиться, WeChat спонсировали рекламную кампанию: перенесли в мессенджер национальную традицию дарить на китайский новый год деньги в красных конвертах.

Вторая ключевая функция мессенджера — открытая система. Пользователи могут устанавливать мини-программы внутри WeChat, которые работают как полноценные приложения. В этом смысле мессенджер действует как вторая операционная система и помогает WeChat собирать данные о пользователях — это делает взаимодействие с компанией особо ценным для третьих лиц.

Light Phone: не баг, а фича. Light Phone — бесполезный на первый взгляд телефон, но на самом деле это тщательно продуманный бренд: устройство разработали так, чтобы им пользовались как можно меньше. Все в курсе, что у нас развилась зависимость от смартфонов, и Light Phone — это цифровой детокс. Звонки, смс и будильник — все его функции. Light Phone иллюстрирует термин feature fatigue — перенасыщение многофункциональными устройствами и стремление их избегать.

Этот телефон — пример использования стратегии blue ocean. Ее цель — перестать конкурировать с другими компаниями, создав новый продукт или услугу, спроса на которые раньше не было на рынке.

Sandeman’s: открыть новый пользовательский сегмент. Sanderman's New Europe — еще один пример стратегии blue ocean, позволяющей бизнесу освоить новую группу пользователей. Компания предлагает пешие туры, которые уже посетили 1,5 миллиона человек. Sandeman покорили нетронутый сегмент аудитории двумя вещами: пользователи могут посещать новые города и страны без дополнительной регистрации и доплат. При такой модели путешественники платят столько, сколько позволяет бюджет. Стратегия голубого океана открыла компании рынок пеших туристов и тех, кто привык путешествовать самостоятельно и с бюджетом, который вряд ли позволит нанять гида.

Гиды в Sandeman’s, кстати, не работают по найму и не платят налог с каждого участника группы. Их доход — продажа собственных туров и комиссия от компании. Контроль качества — важная составляющая такой системы: клиенты платят только за тур, который им понравился.

Warby Parker : свежий взгляд на закоренелую индустрию. Warby Parker — иллюстрация того, как новый игрок задает свои правила и меняет традиционное ценообразование. Фишка компании — продавать за 100 долларов очки, которые раньше стоили 400. Дороговизна оптики стала нормой из-за компании Luxottica, которая торговала аксессуарами от элитных брендов вроде Ray-Ban, Chanel, Prada.

На самом деле материалы для изготовления очков очень дешевые: себестоимость оправы и линз обычно менее 10 долларов. В Warby Parker воспользовались этой особенностью производства: начали выпускать свои очки и продавать напрямую. Если магазины вроде Luxottica выступают как посредник между брендом и покупателем, то Warby Parker пропускает промежуточный этап — и это делает очки еще дешевле. Кроме того, компания позволяет примерить оправу дома. Эта услуга и низкая стоимость мотивируют клиентов покупать сразу несколько очков.

Знаете другие успешные примеры бизнес-моделей? Поделитесь в комментариях.

designуправлениедизайн
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup