Что стоит знать об удаленной работе в IT компаниях

Будут ли востребованы удаленные сотрудники, каков реальный масштаб их свободы и другие вопросы.
02 августа 2016150479Юлия Фролова3351421

Возможность работать вне офиса — не блажь, а растущая необходимость. Поговорим о том, почему компаниям нужны удаленные сотрудники, от чего зависит возможность работать из дома и как контролируется трудовой процесс. 

Почему компаниям нужны и будут нужны удаленные сотрудники

Доступ к лучшим кадрам

Компании получают доступ к лучшим кадрам, которые живут в другом месте, и используют их экспертизу для развития своего продукта или сервиса. Причем зачастую дешевле, чем в столице. «У нас в Puzzle English центральный офис находится в Москве, но порядка 40% сотрудников работают удаленно на постоянной основе, так как они живут в регионах России», — рассказывает Александр Антонов, генеральный директор Puzzle English.

Для регионов это тоже актуально. «В Казани не так много высококлассных специалистов, поэтому время от времени приходится работать с людьми из других городов. Чаще всего, они работают проектно или парт-тайм», — объясняет Булат Салимзянов, директор компании Дисциплина.

Экономия

«Основной причиной решения брать сотрудников на удаленную работу была возможность снизить издержки. Рынок digital-услуг крайне неровный и непрозрачный ввиду того, что нет открытых и однозначных критериев качества. На рынке есть предложение на одно наименование услуг, отличающееся в 5-6 раз. К примеру, разброс цен на продвижение в социальных сетях сейчас варьируется от 5 000 до 200 000 рублей в месяц. В таких реалиях, даже при желании оставаться на уровне upper-middle решений, возникает необходимость сокращать издержки, но использовать подходы, которые не снизят необходимое количество трудочасов и степень компетенции специалистов», — объясняет Илья Комолов, исполнительный директор веб-студии Rocket Studio.

Экономия особенно важна для стартапов: «На старте бизнеса у меня просто не было денег на аренду офиса. С другой стороны, были знакомые: программист и маркетолог из разных городов России. Вот я и решил на первых порах создать удаленную команду», — рассказывает Кирилл Алексеев , генеральный директор агентства Salecontent.

Повышение креативности

«Создание ИТ-продуктов — процесс творческий и коллективный. И если с точки зрения коллективной работы нет большой разницы между удаленной и офисной работой, то творческая составляющая обычно восприимчива к месту работы, времени на дорогу и т.д. Часто именно пребывание дома, в привычной обстановке, позволяет творчеству проявиться в полной мере», — объясняет Тимур Мухаметгалеев, директор по разработке ПО в Data MATRIX.

Отражение корпоративной культуры

«Возможность удаленной работы отражает основные принципы культуры Yota: прогрессивность и смелость, мобильность, нацеленность на результат. По сути, руководителям необходимо налаживать иной процесс мониторинга работы, больше доверять ответственности своим подчиненным, их способности к самоорганизации, фокусироваться на достижении конкретного результата», — объясняют в Yota.

От чего зависит возможность работать удаленно

Зачастую всё просто — если эффективность выполнения задач не зависит от пребывания в офисе, то почему бы не позволить человеку трудиться в комфортных условиях. Поэтому такой привилегией пользуются тестировщики, программисты, дизайнеры и контент-менеджеры. 

«Прежде всего, мы руководствуемся здравым смыслом: если поставленные перед сотрудником задачи можно эффективно выполнять из дома, мы не имеем ничего против такого формата. Обычно такой формат подходит сотрудникам творческих или интеллектуальных специальностей, работа которых не требует постоянного личного контакта с клиентами или членами команды. 

Как показала практика, для нашей компании наиболее «живучий» вариант — это совмещение удаленного формата с «офисным», так как личное общение упрощает взаимодействие при работе над крупными проектами”, — рассказывает Елена Манаева, заместитель HR-директора компании AT Consulting.

«Смешанный» вариант — не редкость. Например, в Puzzle English сотрудники, которые работают в офисе могут не приходить на работу, а подключиться к системам из дома, например, когда болеют или сидят с детьми. Часть сотрудников на регулярной основе работает из дома 1-2 дня в неделю. «Это связано с тем, что они берут на себя какой-то объем работ, например, написание кода сайта или дизайна страниц, и удаляются в «аскезу программирования». Поскольку на это время им никто не нужен, почему бы не отпустить человека работать в удобные для него условия», — объясняет Александр Антонов.

Как строится коммуникация

В основном средствами связи служат скайп, электронная почта, социальные сети, виртуальная рабочая среда, совместная работа с документами и кодом и т.д. Также в некоторых компаниях сотрудники взаимодействуют с помощью корпоративных порталов, CRM-систем и таск-менеджеров.

Суров ли контроль за удаленными сотрудниками

Некоторым компаниям достаточно видеть успешное выполнение задачи без срыва сроков. «Наш опыт говорит, что нет смысла контролировать каждую минуту работы сотрудника, достаточно просто быть в курсе происходящего и контролировать команду исключительно по выполнению поставленных задач», — считает Тимур Мухаметгалеев. «Контроль достаточно осуществлять за счет выстроенных рабочих процессов: сотруднику ставится задача, сроки, затем оценивается уровень ее выполнения», — подтверждает Мария Сигаева, заместитель генерального директора, HR-директор Solar Security.

Но иногда учитываются и другие показатели, как, например, в AT Consalting. «Контролировать работу помогают две формы: система учета рабочего времени (с ее помощью можно отследить время, затраченное сотрудником на выполнение задания) и система постановки и отслеживания статуса решения задач (она позволяет наблюдать за процессом выполнения задач и подзадач)», — рассказывает Елена Манаева

Непосредственная ответственность перед коллегами иногда мотивирует укладываться в срок лучше любых систем учета. На примере собственного сервиса рассказывает Николай Пацков, генеральный директор конструктора документов FreshDoc.ru: «Сотрудник получает задание отмечает в общедоступном плане дату начала и планируемого завершения работы над проектом и фиксирует завершенные этапы. При этом любой из коллег, имеющих соответствующий допуск, может в любое время ознакомиться с прогрессом задачи. При этом необходимость непосредственного присутствия в офисе отпадает: при должной степени самоорганизации, успешному взаимодействию не мешают ни расстояния, ни часовые пояса». 

А как вы думаете, отпадет ли в будущем потребность в офисной работе, по крайне мере в сфере IT? Почему?

Популярные статьи

Новые комментарии