Что нужно знать будущему разработчику о компьютерных ботах

Ликбез из четырех пунктов.
4 минуты7087

Мы стали свидетелями бот-лихорадки: правда, зачастую СМИ говорят о чат-ботах, которые общаются с пользователем на естественном языке и выполняют его поручения. Но действительно ли стоит считаться со всеобщим ажиотажем? Какие боты будут в тренде и что нужно знать о них начинающему разработчику?

Компьютерные боты — не новинка

«Первые боты появились очень давно, даже раньше компьютеров. Это были механические автопилоты 30-х годов. Позже, большое распространение получили чат-боты, биржевые и аукционные торговые роботы (одна из основных гипотез спускового крючка Чёрного понедельника 1987 года — деятельность торговых ботов), разработка ботов поисковых систем, спам-боты, ботнеты и т.п. Внутри ИТ-отрасли боты также используются очень давно. Это и системы автоматизированного тестирования, и резидентные демоны и службы, и обработчики прерываний, и многое другое» — рассказывает Владимир Дворецкий, руководитель проектов компании «Системный софт».

В тренде «человекообразные» боты-программы

«Сегодняшний всплеск популярности ботов относится, в основном, к ботам, эмулирующим действия человека. Например, во многих играх сейчас, хоть это и запрещено правилами, используются боты для рутинных задач — сбор ресурсов, торговля на игровых рынках, истребление NPC в локациях (non-player character — персонаж в ролевых играх, которым управляет не игрок, а компьютер или мастер) и т.п. 

Прогресс этих ботов вызван именно их запрещением. Для того, чтобы обойти запреты и не попасться антиботовским службам хозяев игр, эти боты должны максимально правдоподобно изображать из себя человека: использовать человеческий интерфейс (мышка, клавиатура, джойстик, экран), вносить некоторый хаос в свои действия (если управляемый ботом персонаж двигается всегда равномерно и по идеальной траектории — это точно не человек), и самое важное — уметь по-человечески или хотя бы просто адекватно реагировать на внезапное изменение обстановки (появление игрока-человека в чате, разрыв связи, появление нестандартного системного сообщения и др.). И вот тут есть, где развернуться разработчикам ботов — от алгоритмизации возможных событий до использования искусственного интеллекта в анализе и реакции. 

Что же касается перспектив и тенденций разработки, несомненно, боты будут умнеть, у них расширится диапазон используемых каналов ввода-вывода и управления, будет повышаться быстродействие и объём обрабатываемых данных» — объясняет Владимир Дворецкий, руководитель проектов компании «Системный софт».

Боты упростят программирование, но не заменят разработчиков

«Их растущая популярность уже сейчас приводит к тому, что разрабатываются не только фреймворки в целях быстрой разработки ботов, но и к тому, что начинают появляться специальные конструкторы готовых решений, которые требуют минимальных знаний как о программировании, так и об алгоритмах обработки информации» — говорит Алексей Смирнов, технический директор ИТ-компании «Нетрика».

«Боты будут брать на себя всё больше и больше рутинных функций и даже в процессе самообучения научатся комбинировать их в заранее непредусмотренном порядке для решения поставленных задач, и даже, скорее всего, научатся создавать новые алгоритмы для решения поставленных задач. Но вот что боты не смогут сделать никогда — это сами себе поставить задачу нового типа. Им это просто не нужно. А если и смогут, то это будет уже не бот, а полноценный искусственный разум. Поэтому ответ на провокационный вопрос „Смогут ли боты заменить разработчиков?“ — „Да, смогут, в реализации поставленных задач“ и „Точно нет — в анализе и постановке задач“» — объясняет Владимир Дворецкий, руководитель проектов компании «Системный софт».

Тем, кто хочет разрабатывать «серьёзных» ботов, стоит заинтересоваться ИИ, алгоритмикой и big data

«Бурное развитие разработки ботов должно подтолкнуть многих программистов к изучению алгоритмики, вопросов построения искусственного интеллекта и анализа данных в разрезе обработки естественного языка» — считает Алексей Смирнов, технический директор ИТ-компании «Нетрика».

«Сейчас уже ведутся разработки интеллектуальных программ-ботов, которые представляют из себя сложные программные решения, базирующиеся на структуре обученной базы знаний на элементах искусственного интеллекта. По сути, следующее поколение ботов будет уже интеллектуальным, и они будут являться „думающими“ виртуальными агентами людей в сети. Можно будет запросто обучить своего Я-виртуального агента собственным привычкам, запросам, ожиданиям, дать им возможность сделать за вас ту работу на которую сейчас тратится много времени.

Виртуальные Бот-хелпдески, Бот-информационные консультанты и многое другое — это следующий шаг в развитии Ботов. Все это подстегнёт развитие технологий Искусственного Интеллекта и, собственно, специалистов, которые будут их создавать. Перспективным будет развитие программистов-консультантов по разработке фреймворков-каркасов для Систем Баз Знаний ботов и их обучению» — говорит Андрей Крехов, заместитель директора ICL Services по специальным программам.

 

То, что пока недоступно ботам: профессия «Веб-разработчик».

Освоить востребованную профессию в Data Science можно всего за полтора года на курсах GeekBrains. После учёбы вы сможете работать по специальностям Data Scientist, Data Analyst, Machine Learning, Engineer Computer Vision-специалист или NLP-специалист.

Освоить востребованную профессию в Аналитике больших данных можно всего за полтора года на курсах GeekBrains.

программированиеdata-sciencebotразвитие
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!